Два корабля НАТО прибыли в Финский залив  Из-за тумана в Нидерландах перенесены или отменены авиарейсы Беларусь и АСЕАН обсудили перспективы экономического сотрудничества В Минске проходят финалы чемпионата страны по вольной борьбе В Грузии около 500 предприятий принимают участие в забастовке Головченко: Беларусь настроена на долгосрочное партнерство с Ираном Компания Meta намерена сократить около 5% сотрудников Из-за ДТП на МКАД затруднено движение со стороны ул. Свислочской Россия и Украина обменялась пленными В Молдове планируют вскоре запустить переговоры о вступлении в ЕС
100 RUB НБРБ 3.3826
-0.0225

USD НБРБ 3.4741
-0.0242

EUR НБРБ 3.5821
+0.0155

10 CNY НБРБ 4.7361
-0.008

100 RUB НБРБ 3.3826
-0.0225

USD НБРБ 3.4741
-0.0242

EUR НБРБ 3.5821
+0.0155

10 CNY НБРБ 4.7361
-0.008

Лучший курс на сегодня

USD
2.3
EUR
3.3
RUB
100
3.2

Телефоны на уроках — источник информации или рассеянности?

17

Управление образованием Минского городского исполнительного комитета сделало интересное заявление. Так, с нового учебного года во всех столичных школах ученикам запретят пользоваться мобильными устройствами во время уроков.

Фото носит иллюстративный характер

Учащиеся будут сдавать телефоны на хранение и забирать их после занятий. Каждая школа должна позаботиться об отведении специального для этих целей места. Для приемки и выдачи телефонов будет задействован отдельный сотрудник. За сохранностью чужого имущества будут также следить камеры видеонаблюдения. Данное нововведение уже апробировано в нескольких школах. К слову, право на звонок между уроками дети будут иметь только при наличии весомой причины.

В современном мире гаджеты стали неотъемлемой частью нашей жизни. Нынешние дети буквально с пеленок начинают постигать возможности цифрового мира. Сегодня мы говорим о формировании зависимости у детей и неспособности ставить на паузу виртуальную жизнь. Страдает дисциплина, учеба, атрофируются навыки социального взаимодействия в реальной среде.

К слову, Беларусь не первая в мире приняла решение запретить школьникам пользоваться телефонами во время занятий. Такую практику еще в 2018 году ввела Франция, а еще раньше – Турция. В некоторых странах, таких как Южная Корея, данное ограничение имеет локальное распространение и охватывает лишь узкий круг учебных учреждений. Недавно Австралия объявила о введении запрета на законодательном уровне на пользование социальными сетями детям до 16 лет. Насколько запрет – эффективная мера на этой войне, мы спросили у эксперта.

Ольга Гома, детский и семейный психолог:

— Обвинять исключительно гаджеты в проблеме школьной неуспеваемости – неправильно. Одним из очевидных плюсов изъятия телефонов у школьников на время уроков является более ощутимая с их стороны концентрация на учебных предметах. Все-таки постоянно всплывающие уведомления в социальных сетях, соблазн пройти очередной уровень игры служат отвлекающими факторами. От постоянного нахождения в виртуальных мирах страдает навык социального взаимодействия. Часто приходится видеть, как дети вместо того, чтобы общаться со сверстниками, погружены в телефоны.

Навыки межличностного общения играют важную роль и нужно уметь интегрироваться в реальную жизнь. Однако просто отобрать гаджеты у детей, которые не умеют играть, взаимодействовать друг с другом нельзя, потому что они не смогут просто взять и самостоятельно этому научиться. Учителя должны помочь им с этим: вводить интегративные занятия, коммуникативные тренинги, обучать детей каким-то играм.

Родители часто боятся, что дети в школе могут столкнуться с насилием и телефон служит как возможность зафиксировать это. Обратная сторона, когда дети исподтишка фиксируют какие-то неловкие действия своих сверстников, выкладывают это в Сеть и подвергают их травле. На мой взгляд, с этой проблемой нужно бороться не изъятием телефонов, а другими методами. Например, проводить занятия по профилактике буллинга, безопасности в Сети, объяснять, как то, что мы выкладываем в интернет, влияет на других людей, в том числе тренинги для учителей, которые помогут им упреждать подобные инциденты.

Сами по себе телефоны часто создают конфликтные ситуации, потому что учитель может запретить пользоваться телефоном на уроке и отобрать его, а ребенок начнет защищать свои границы и это породит напряжение, конфликты. Наличие одной для всех стратегии могло бы помочь нивелировать этот момент, но за этим должны последовать определенные действия со стороны учителей.

Часто говорят, что телефоны позволяют детям списывать. Однако ровно также они могут быть использованы для поиска какой-то дополнительной информации, уточнения спорных моментов. Иногда в школах наблюдается недостаток учебников, пособий, которые могут быть доступны в электронном виде. В качестве разумной альтернативы телефонам, я вижу обеспечение детей планшетами или ноутбуками, на которых будет загружена только учебная информация. Так, дети смогут делать какие-то рефераты, проектные работы, пользоваться электронными учебниками. Если мы забираем телефоны, то должны быть другие доступные гаджеты, которые откроют доступ к информации. Параллельно мы можем научить детей работать с большими массивами данных, развивать критическое мышление.

Многие родители оправдывают необходимость телефонов в школах тем, что детям может понадобиться сделать экстренный звонок. Однако, на мой взгляд, школьнику достаточно набрать родителей в начале учебной смены, чтобы сообщить о том, что он хорошо добрался и приступает к занятиям. Аналогичный звонок можно сделать в конце всех уроков, если родители сами забирают ребенка из школы. В промежутке какой-то критической потребности в телефоне у учащегося нет. В школе ответственность за детей несет само учреждение, поэтому в случае каких-либо форс-мажоров всегда можно обратиться к учителю или вышестоящему персоналу, который располагает номерами телефонов родителей учеников и должен проинформировать их о возникшей проблеме.

Говоря о мотивации к учебе, которая напрямую связана с успеваемостью, я бы советовала делать ставку не на отказ от гаджетов, а на форму подачи материала, которая была бы интересна детям.

Анализируя опыт стран, которые уже апробировали данный подход, могу сказать, что показатели успеваемости незначительно, но все же выросли. Исследования показали, что запрет на пользование гаджетами во время уроков способствовал повышению концентрации внимания у учеников. Однако в некоторых группах никаких изменений не наблюдалось, поэтому здесь нельзя сделать какие-то категоричные заявления и результаты зависят от множества факторов.

К этой ситуации нужно подходить комплексно, беря во внимание создание безопасной обстановки, грамотной учебной программы, построении модели коммуникации, при которой не исходит угрозы ни от сверстников, ни от учителей.

Последние новости общества:

Наш канал в Telegram и Дзен Присоединяйтесь к нам! Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот.

Последние новости

Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies.
Принять
Отказаться