В Полоцке после масштабной реставрации распахнула свои двери Спасо-Преображенская церковь – уникальный объект архитектуры и духовности XII века. Этот храм является подлинным свидетельством мастерства древнерусских зодчих и иконописцев. Обо всех подробностях вам расскажет корреспондент 024.by.
Фото из открытых источников
Стены церкви хранят бесценное наследие – практически полностью сохранившуюся иконографическую программу росписи, созданную под руководством самой преподобной Евфросиньи Полоцкой. Это выдающаяся религиозная и культурная деятельница, просветительница и основательница Полоцкого Свято-Евфросиниевского монастыря.
Торжественное открытие храма собрало множество высокопоставленных гостей. После благодарственного молебна, проведенного в восстановленном храме, митрополит Вениамин выразил глубокую признательность всем, кто участвовал в реставрационных работах.
Он подчеркнул исключительную важность сохранения Спасо-Преображенской церкви как жемчужины православной культуры и источника духовного вдохновения не только для Беларуси, но и для всего православного мира. Он отдельно упомянул высочайший профессионализм реставраторов, сумевших сохранить аутентичность фресок и использовать современные технологии, не нарушая историческую целостность памятника.
Наталья Кочанова, в свою очередь, озвучила приветственный адрес от Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, отметив ключевую роль государственной поддержки в реализации этого масштабного проекта. Председатель Совета Республики подчеркнула, что реставрация Спасо-Преображенской церкви – это не просто восстановление исторического здания, а важнейший вклад в сохранение национальной идентичности и духовного наследия Беларуси.

Она рассказала о значительных финансовых вложениях из фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства, а также о работе целой команды профессионалов – архитекторов, реставраторов, историков, искусствоведов, которые в течение многих лет трудились над воссозданием первоначального облика храма. Было особо отмечено, что проект стал возможен благодаря усилиям многих людей, верящих в важность сохранения историко-культурного наследия для будущих поколений.
Реставрация представляла собой колоссальную задачу, требующую не только высокого профессионализма, но и глубокого понимания исторического контекста. Мастера применили инновационные технологии, позволившие бережно очистить фрески от вековых наслоений грязи и копоти, закрепить поврежденные участки и восстановить отсутствующие фрагменты с максимальным учетом аутентичности.
Спасо-Преображенский храм – единственное культовое сооружение XII века на территории страны, сохранившееся до наших дней на всю высоту. Сам факт его существования до наших дней – уже чудо, учитывая бурный ход истории и многочисленные войны, опустошавшие эти земли.
Реставрационные работы, начатые в начале 1990-х годов, позволили раскрыть множество уникальных конструктивных и инженерных деталей, свидетельствующих о высоком профессионализме зодчих. Например, в ходе работ на чердаке были обнаружены кокошники, украшающие барабан. Это самые ранние примеры их использования в древнерусской архитектуре, что придает храму еще большую историческую ценность.

Сегодня известно лишь 27 древнерусских храмов XII века, сохранивших барабан и купол. И только у немногих из них есть фрагменты фресковой живописи. Спасо-Преображенский храм в Полоцке занимает среди них особое место, будучи не только уникальным архитектурным памятником, но и неиссякаемым источником информации о культуре, искусстве и духовной жизни предков.
В XIX веке, в 1833 и 1885 годах, он претерпел две масштабные реставрации, в ходе которых старинные фрески были закрашены масляными красками. Это, с одной стороны, сохранило храм от полного разрушения, но с другой – скрыло под слоем новых росписей бесценные произведения древнерусской живописи XII века. Они занимают около 1000 кв.м. или 90% всей площади храмовых стен. Ученые предполагают, что приблизительно половина фресок – это личное дополнение преподобной Евфросинии.
Процесс возвращения храму его первоначального облика стал сложной задачей. Белорусский реставратор Владимир Ракицкий первым начал кропотливую работу по раскрытию древних фресок, скрытых под двумя слоями масляной живописи. В конце 2006 года к работе присоединилась команда опытных российских реставраторов из Москвы, обладающих передовыми технологиями и большим опытом работы. В результате совместных усилий, потребовавших многолетней напряженной работы, удалось аккуратно отслоить масляные слои XIX века, обнажив значительную часть оригинальных фресок XII века.
Неблагоприятный микроклимат, сложившийся внутри храмового помещения на протяжении веков, привел к значительному разрушению деревянных элементов конструкции. Для решения этой проблемы в процесс восстановления были вовлечены не только опытные художники и реставраторы, но и специалисты-микробиологи.
Масляная настенная живопись XIX века, расположенная в одном из приделов храма, также была сохранена и в настоящее время представляет собой ценный экспонат Художественной галереи Полоцка. Была выполнена и инженерная реставрация памятника архитектуры. Это включало в себя укрепление несущих конструкций, использование современных материалов с учетом особенностей исторической застройки, и консервацию древних архитектурных деталей.

Для демонстрации первоначальных габаритов столбов, фрагментов фресок, и исторических уровней полов XII и XVII веков были использованы специальные участки стеклянных полов, позволяющие наблюдать эти элементы без прямого контакта. Это не только позволяет сохранить их от повреждений, но и представляет историческую информацию в наиболее наглядном виде.
Дальнейшие исследования храма обещают новые открытия, которые помогут лучше понять историю этого замечательного памятника и его место в контексте всей древнерусской культуры. Применение новейших технологий в реставрационном деле позволяет нам более глубоко понять мастерство древних художников и сохранить это необыкновенное наследие для будущих поколений.