Авторынок в Малиновке переживает не лучшие времена. Покупателей нет, продавцы скучают, прохаживаясь между выстроенными рядами машин.
Одни говорят, что на зиму всегда приходится пониженный спрос, другие ссылаются на снижение покупательской активности со стороны россиян. Последнему могло поспособствовать повышение ставок утилизационного сбора и новые законодательные проволочки, связанные со сроками постановки пригнанного авто на учет в РФ (не раньше, чем через год).
По словам продавцов, такая ситуация наблюдается почти на всех площадках. Владельцы вынуждены отдавать авто по сниженным ценам, с минимальной надбавкой или вовсе по себестоимости. И такое положение дел наблюдается с октября.
Все-же главной причиной застоя автопродавцы видят в падении интереса к белорусским авто со стороны россиян. На сниженный спрос повлиял ряд факторов: колебание курса, регистрационные нюансы.
Статистика по количеству невостребованных б/у авто впечатляет: если летом на рынке было 40 тыс. предложений, то сейчас своих покупателей ждут 80 тыс. подержанных авто.
Рынок б/у машин перенасыщен, оттока нет, а белорусам столько не нужно. К тому же, «местных» больше привлекают новые китайские и отечественные авто, на которые выдают неплохие кредиты.
Однако нельзя категорично заявить, что белорусский авторынок переживает стойкую стагнацию. Новые машины пользуются спросом, в прошлом году было продано 50 тыс. единиц и это значительно больше, нежели годами ранее.
За первый месяц текущего года было продано 4 тыс. новых машин. Таким образом, главной тенденцией является смещение потребительского спроса с б/у авто на новые.
Самыми востребованными моделями на рынке поддержанных авто являются Peugeot и Citroen, пригнанные из Европы, стоимостью от 12 до 23 тыс. долларов.
На рынке также можно встретить такие модели, как Audi A5 за 47 500 тыс. долларов, Volkswagen T-Roc, Mercedes и BMW всех моделей стоимостью до 20 тыс. долларов. Эти машины пригнали еще до введения ограничений для россиян. Также есть китайские Lixiang, Dongfeng, Geely, BYD и Haval. Geely Emgrand, собранный у нас, обойдется в районе 13–14 тыс. долларов.
Есть и бюджетные модели – до 10 тыс. долларов. Это Lifan, Ford, Renault и Mazda 2010-х годов выпуска. Откровенно старых машин нет: белорусы любят «средние» б/у иномарки.
Рынок просел и в части автозапчастей. Есть сложности с поставками качественных комплектующих, масел, ковриков и т.д. Выросли цены на импортные товары. Сократились поставки из Европы, а китайский товар не всегда отвечает стандартам качества.
По-прежнему часть белорусов пригоняет машины из Америки, Европы, Канады, Китая, Южной Кореи самостоятельно. За менее чем 20 тыс. долларов можно пригнать Passat или Tiguan, BMW, Renault, Peugeot, Citroën. При наличии шенгена, доставить машину из Европы в Беларусь не составит проблем. Достаточно договориться с продавцом, продумать логистику, на месте переоформить машину и получить транзитные номера. Тут же нужно быть готовым заплатить таксу за переоформление договора: в Германии — это 500 евро, в Литве – 100 евро. Также нужно быть готовым раскошелиться на транзитные номера (от 15 до 100 евро). Сумма зависит от количества дней, которые потребуются на перегон машины. Иногда сами продавцы из стран ЕС лично пригоняют авто в Беларусь и берут за это от 3 до 5 тыс. евро.
По прогнозам экспертов, к весне рынок оттает и покажет небольшой рост. Белорусы будут ждать снижение цен на такие марки, как BMW, Audi и Mercedes. А вот Peugeot и Renault их вряд ли заинтересуют.
Рынок подержанных авто не канет в небытие, потому что белорусам нужны бюджетные иномарки с малым пробегом. С учетом повышения ставок утильсбора, можно предположить, что многим будет выгоднее купить авто на местном рынке.