Вопрос о том, стоит ли переучивать левшу писать правой рукой, остается одним из самых острых в педагогике и детской психологии. На протяжении многих десятилетий существовали убеждения о неполноценности леворуких людей, что приводило к принудительному переучиванию. Современная наука радикально изменила отношение к этому вопросу, показав, что это может иметь серьезные негативные последствия. Обо всех подробностях вам расскажет корреспондент 024.by.
Фото носит иллюстративный характер
Как понять, что ребенок левша
Определить ведущую руку не всегда просто, особенно в раннем возрасте. Нельзя полагаться на случайные действия, такие как взятие игрушки. Настоящий показатель – предпочтение одной руки в деятельности, требующей точности и координации. Наблюдение должно быть всеобъемлющим и учитывать несколько аспектов:
Письмо и рисование. Обратите внимание не только на то, какой рукой ребенок начинает рисовать или писать, но и на то, как он держит ручку или карандаш, насколько уверенно и легко ему это удается.
Бросание и ловля. Как ребенок бросает мяч, ловит его? Наблюдайте за его движениями, оценивайте точность и силу броска.
Еда. Какой рукой ребенок берет ложку, вилку, нож? Обратите внимание на то, как он держит столовые приборы, насколько уверенно и удобно ему с ними работать.
Чистка зубов. Как ребенок держит зубную щетку? Может показаться мелочью, но это действие также требует определенной координации.
Указание на предметы. Какой рукой ребенок показывает на что-то? Это простой, но информативный тест.
Использование ножниц. Как ребенок держит ножницы и бумагу?
Застегивание пуговиц и молний. Обратите внимание на предпочтение руки при выполнении этих мелких манипуляций.
Если ребенок проявляет явное и устойчивое предпочтение левой руки в большинстве этих действий, скорее всего, он левша. Важно отметить, что «амбидекстрия» – способность одинаково хорошо владеть обеими руками – встречается редко.
Почему ребенок становится левшой
Причины до сих пор остаются предметом научных дискуссий. Наиболее распространенные гипотезы включают:
Влияние повреждений мозга. Повреждения левого полушария во время беременности или родов могут способствовать развитию леворукости.
Генетическая предрасположенность. Наследственность играет значительную роль. Если один или оба родителя левши, вероятность этого у ребенка существенно возрастает.
Влияние гормонов. Некоторые исследования связывают леворукость с уровнем тестостерона в период внутриутробного развития. Гормональный фон во время беременности может влиять на развитие мозговых полушарий и, как следствие, на формирование доминантности.
Случайные нейробиологические факторы. Существует также вероятность случайного распределения нейронных связей в процессе формирования мозга. Может являться следствием индивидуальных вариаций в развитии центральной нервной системы.
Некоторые ученые выдвигают гипотезу о влиянии социальных факторов. В культурах, где леворукость активно подавлялась, процент левшей мог быть искусственно занижен. В современном мире, благодаря большей терпимости, наблюдается тенденция к увеличению их количества.
Фото носит иллюстративный характер
Чем отличаются правши от левшей
Различия касаются преимущественно функций головного мозга:
Функциональная асимметрия мозга. У правшей, как правило, левое полушарие мозга доминирует в обработке языка и логического мышления, а правое – в пространственном восприятии и творчестве. У левшей эта асимметрия выражена слабее или может быть обратной. Некоторые исследования показывают, что у них может быть лучше выражена межполушарная интеграция – более эффективная коммуникация между полушариями. Это, потенциально, объясняет некоторые наблюдаемые различия.
Когнитивные способности и таланты. Существующие исследования показывают лишь статистически значимые тенденции, а не категоричные различия. Например, левши, в среднем, часто демонстрируют лучшие результаты в тестах на пространственное мышление, визуализацию, творческое мышление и решение нестандартных задач. Правши же, как правило, легче справляются с вербальными задачами, логическим и последовательным мышлением, более успешны в обучении языкам.
Другие особенности. Некоторые исследования также связывают леворукость с более высоким риском развития некоторых заболеваний, таких как дислексия (нарушение чтения), дисграфия (нарушение письма), дискалькулия (нарушение счета), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также аутизм.
Важно понимать, что это – корреляция, а не причинно-следственная связь. То есть, она не является причиной этих расстройств, а скорее может быть связана с теми же генетическими или пренатальными факторами, которые увеличивают риск их развития.
С какими трудностями сталкиваются левши
Мир, ориентированный на правшей, создает определенные сложности:
Неудобство использования предметов быта. Ножницы, компьютерные мыши, ручки, тетради – многие предметы разработаны для правшей и неудобны для левшей.
Проблемы с письмом. Возможно смазывание чернил, затруднения с написанием некоторых букв. Это может влиять на скорость письма и аккуратность.
Социальная адаптация. В прошлом левшей часто заставляли переучиваться, что приводило к снижению самооценки, вызывало стресс, чувство неполноценности и влияло на развитие личности.
Доступность специализированных товаров для левшей ограничена, что дополнительно усугубляет проблему.
Фото носит иллюстративный характер
Что влечет за собой переучивание ребенка-левши писать правой рукой
Это не просто педагогическая дилемма, а сложная проблема, затрагивающая нейробиологию, психологию и социальное развитие. Современные исследования однозначно указывают на пагубные последствия такой практики, демонстрируя связь между принуждением и проблемами с речью, математическими способностями, а также повышенным риском развития нейропсихических расстройств, таких как дислексия, дискалькулия и СДВГ. Также это может привести к:
неврологическим проблемам – возможны нарушения речи (заикание, трудности с артикуляцией), проблемы с координацией движений, головные боли;
снижению успеваемости – переучивание отвлекает внимание ребенка от процесса обучения и может негативно сказаться на его оценках;
проблемам с координацией – трудности с письмом, рисованием и другими видами мелкой моторики;
снижению самооценки – ребенок может почувствовать себя неполноценным и неспособным, часто наблюдаются повышенная тревожность, низкая самооценка и трудности в социальной адаптации.
проблемам в пространственном восприятии – ущерб развитию пространственного мышления, что критично для многих сфер деятельности.
Переучивание может нанести непоправимый вред психическому и физическому здоровью ребенка. Единственное исключение – случаи серьезных повреждений головного мозга, которые делают использование левой руки невозможным. В таких ситуациях решение должно приниматься совместно с врачом-неврологом и психологом.
Левши – такие же полноценные личности, как и правши. Принудительное переучивание – жестокий и неэффективный метод. Лучше создать для ребенка комфортную среду, где он сможет свободно использовать свою ведущую руку. Если возникают трудности с письмом, можно подобрать специальные канцелярские принадлежности для левшей. Современный подход подразумевает принятие и поддержку индивидуальных особенностей.
Вас также могут заинтересовать другие новости общества: