+15°C
100 RUB НБРБ 3.644
-0.0096

USD НБРБ 3.1417
-0.0034

EUR НБРБ 3.4746
+0.0413

10 CNY НБРБ 4.2055
-0.0153

100 RUB НБРБ 3.644
-0.0096

USD НБРБ 3.1417
-0.0034

EUR НБРБ 3.4746
+0.0413

10 CNY НБРБ 4.2055
-0.0153

11 апреля, Пятница
>
Колумбус
10 Апр
+13°C
11 Апр
+7°C
12 Апр
+8°C
13 Апр
+11°C
14 Апр
+16°C
15 Апр
+9°C
16 Апр
+7°C
>
Колумбус
10 Апр
+13°C
11 Апр
+7°C
12 Апр
+8°C
13 Апр
+11°C
14 Апр
+16°C
15 Апр
+9°C
16 Апр
+7°C
>
Колумбус
10 Апр
+13°C
11 Апр
+7°C
12 Апр
+8°C
13 Апр
+11°C
14 Апр
+16°C
15 Апр
+9°C
16 Апр
+7°C
>
Колумбус
10 Апр
+13°C
11 Апр
+7°C
12 Апр
+8°C
13 Апр
+11°C
14 Апр
+16°C
15 Апр
+9°C
16 Апр
+7°C

Лучший курс на сегодня

USD
2.3
EUR
3.3
RUB
100
3.2

Почему дети ругаются матом и что с этим делать

57

Мы видим в своих детях нежных, уязвимых ангелочков, но иллюзия не может поддерживаться вечно и однажды открывается неприглядная правда – никто не ангел. Прозрение наступает по мере адаптации чада в обществе. И вот, у «ангелочка» уже пробивается рог, а со рта вылетают непотребные слова, от которых кровь стынет в жилах. О причинах столь разительных изменений и о том, как правильно реагировать на них, рассказала Виктория Дубицкая, семейный психолог, мама троих детей и автор книги «Все не просто или как принимать самостоятельные решения и быть собой».

Ребенок ругается матом Фото носит иллюстративный характер

Чтобы разобраться в причинах детского мата, нужно понимать, о каком возрасте идет речь. Если ребенку до трех лет, то он, вероятнее всего, делает это неосознанно, копирует некую модель поведения. Что-то где-то услышал, считал чьи-то эмоции и интуитивно встраивает новые слова в схожие ситуации. Что мы делаем: не акцентируем внимание, он наиграется с новым словом и прекратит его произносить. Эмоциональная реакция может наоборот закоренить его в сознании ребенка, и спровоцировать на дальнейшую игру. Важно, что делать это он уже будет не в контексте познания мира, а для того чтобы вызвать у вас реакцию.

Почему дети используют мат:

Ребенок не знает, что это бранное слово, не понимает его значение и употребляет его не к месту.

Ребенок хочет спровоцировать какую-то реакцию у родителя, учителя и здесь важно понимать, какого рода реакцию он ждет. Особенно это явно проявляется у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они видят, что мама стыдится, испытывает чувство скованности, неловкости, их это забавляет и они будут пытаться снова и снова вызвать эту реакцию.

Матные слова могут быть средством эмоциональной разрядки, сброса напряжения. Ребенок где-то услышал матерное слово, опробовал его в определенной ситуации и почувствовал облегчение. Между тем, слова, подпадающие под определение мата, в каждой отдельной семье могут быть свои. Где-то на слово «блин» наложено строгое табу, а где-то к нему будут относиться лояльно. Каждая семья сама устанавливает границы допустимой лексики, к которой приучается ребенок. Устанавливает свои правила. Главное, чтобы и родители тоже соблюдали их и не использовали матерные слова в семье.

Для детей постарше мат служит средством повышения своей самооценки и значимости в глазах оппонента. Ребенок может думать, что, употребляя мат, он становиться крутым и взрослым.

Как реагировать взрослым на детский мат:

Обратить внимание на проблему. Тактика замалчивая эффективна только с малолетними детьми (до трех лет).

Открыто поговорить с ребенком. Без злости, криков, иных проявлений агрессии. В ходе диалога важно проследить за мимикой ребенка, которая расскажет, что его подтолкнуло к мату. Это случилось под действием негативных эмоций? Тогда обычно следует раскаяние, сожаление со стороны ребенка. Или же это провокация с его стороны? И тогда в его глазах вы увидите «хитринку» и на лице будет улыбка.

Вывести ребенка на рассуждения. Если ребенок не осознает смысл бранного слова, то можно задать такие вопросы, как: «Зачем ты это сделал», «Как ты считаешь, хорошее это слово или плохое» и т.д. В заключительной части необходимо четко обозначить, что в вашей семье употребление таких слов неприемлемо. Но тут ключевым является пример родителей, которые также должны не позволять себе употреблять маты.

Если имеет место провокация, то также необходимо открыто спросить: «Ты меня сейчас провоцируешь?», «Какую реакцию ты ждал от меня: агрессию, неловкость и т.д.». Нужно понять, какую потребность пытается закрыть ребенок с помощью манипуляций и подсказать ему более экологичные методы достижения поставленных целей. Если оказалось, что такое поведение носит характер игры, что характерно больше для детей младшего возраста, усаживаем чадо напротив себя и говорим: «Стоп. Хватит. Не делай так больше. Мне это неприятно и т.д.», т.е. устанавливаем границы дозволенного. Для нас самих это может быть звоночком — возможно, это следствие излишнего давления на ребенка. Мы привыкли постоянно чему-то учить детей, рассказывать, что правильно и неправильно, и иногда это давит на ребенка и он ищет лазейку, где через такую игру будет вам протестовать.

Если мотивом служит потребность в эмоциональной разрядке, то стоит задать вопросы вроде: «Ну что, полегчало тебе?», «Из-за чего у тебя так накипело, может, могу чем-то помочь?». И помочь ребенку найти другой способ снятия этого напряжения или более приемлемое слово. Учим ребенка сбрасывать пар через поприседать, отжаться, ударить по подушке, порычать, выразить негодование словами, например, «Я зол!», «Ненавижу!», «Достало!». Нужно дать ребенку слова, которые помогают выразить эмоциональный накал, но при этом являются социально-приемлемыми. Нельзя забрать у ребенка способ сброса напряжения, ничего не дав ему взамен. 

Если ребенок за счет мата хочет казаться крутым, особенным или просто подражает в этом сверстникам, то стоит с ним про это поговорить. Важно мягко и без нотаций рассказать ребенку, что матерные слова не являются мерилом крутости человека, а выставляют его в глазах других людей невоспитанным хамом. Индивидуальность определяет наличие харизмы, каких-то незаурядных способностей. Мат же упрощает и делает одинаковыми людей в глазах других. На них больше смотрят, как на людей низкого социального статуса, как на неудачников. К тому же, чистая, грамотная речь в наше время особая редкость и имеет больше шансов обратить на себя внимание, нежели мат. Можно предложить подростку сделать это своей фишкой. Можно провести параллель среди знакомых, например, «Дядя Дима классный? – Классный. А почему, он ведь не ругается матом? – Нет. А станет ли он круче, если начнет ругаться? — Нет», чтобы ребенок понял, что мат совершенно не красит человека.

Не бойтесь кризисных этапов в отношениях с детьми. Они помогают развиваться и укрепляют вашу связь.

Последние новости общества:

Наш канал в Telegram и Дзен Присоединяйтесь к нам! Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот.

Последние новости

Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies.
Принять
Отказаться