Этой зимой снега в Беларуси выпало совсем немного, но автомобили по-прежнему быстро покрываются грязью после поездок по дорогам. Возникает закономерный вопрос: чем обрабатывают дорожное полотно, если снег отсутствует, и действительно ли в этом есть необходимость? Мы обратились за разъяснениями к специалистам.
Фото носит иллюстративный характер
В Беларуси для борьбы с зимней скользкостью традиционно применяют два вида противогололедных материалов:
Техническая соль (хлорид натрия, NaCl) – используется в основном в городах, так как она быстрее растворяет наледь и ледяную корку.
Песчано-соляная смесь (обычно в пропорции 1: 1) – применяется преимущественно на загородных трассах. Песок улучшает сцепление колес с дорогой, а соль способствует растапливанию льда.
Несмотря на малоснежную зиму, дорожные службы продолжают использовать те же противогололедные смеси, что и в предыдущие годы. По словам начальника отдела содержания дорожной сети и безопасности движения КУП «Минскоблдорстрой» Валентина Вовченко, обработки проводятся регулярно, а состав используемых материалов остается неизменным.
Противогололедная обработка необходима не только при снегопадах. Главная задача таких мероприятий – предотвращение образования наледи и снижение риска ДТП. Даже если осадков нет, ночные и утренние температуры могут опускаться ниже нуля, вызывая обледенение дорожного покрытия из-за конденсата и туманов.
Решение о необходимости обработки принимается на основе данных круглосуточного мониторинга дорожного состояния. Специалисты оценивают температуру воздуха и покрытия, влажность, уровень промерзания грунта и другие параметры. Если существует риск образования льда, дороги обрабатываются.
В зависимости от погодных условий регулируется и концентрация реагентов. Например, при низкой влажности и слабом морозе норма расхода снижается до 20–30 граммов соли на квадратный метр. В случае сильного мороза или повышенной влажности применяется более интенсивная обработка – 90–100 граммов на квадратный метр.
Многие водители замечают, что зимой, даже без снега, машины пачкаются практически так же, как в снежные сезоны. Это связано с несколькими факторами:
Чтобы минимизировать негативное влияние реагентов на автомобиль, рекомендуется регулярно мыть машину (особенно днище и колесные арки) и использовать антикоррозийные средства. Не так давно мы писали о важности регулярной мойки авто в зимний период.
Даже в бесснежную зиму дороги в Беларуси продолжают обрабатывать противогололедными смесями, поскольку при пониженных температурах возможно образование наледи. Решения принимаются на основе мониторинга состояния дорожного покрытия, а концентрация реагентов варьируется в зависимости от погодных условий. Однако использование соли и песка неизбежно приводит к быстрому загрязнению автомобилей, что стоит учитывать водителям в зимний период.