Весна еще не вступила в свои права, а аварии с электросамокатами уже происходят. Несмотря на прохладную погоду, минчане выезжают на средствах персональной мобильности, и не всегда такие поездки заканчиваются благополучно.
Фото носит иллюстративный характер
В Минске за последние дни зарегистрированы сразу два ДТП с участием электросамокатчиков. Одно из них случилось 24 февраля вечером на перекрестке улиц Белградской и Николы Теслы. Водитель автомобиля Honda при повороте направо не уступила дорогу 67-летнему мужчине, пересекавшему проезжую часть на электросамокате по «зебре» на разрешающий сигнал светофора. Произошло столкновение, самокатчик упал.
Другая авария произошла днем на пересечении улиц Леси Украинки и Орловской. Здесь 41-летний водитель Volvo сбил курьера, который пересекал проезжую часть на СПМ на красный сигнал светофора. Пострадавший был госпитализирован для медицинского осмотра.
Эти случаи вновь поднимают вопросы безопасности на дорогах. Почему происходят такие аварии? Кто виноват – водители, самокатчики или банальное незнание ПДД? Средства персональной мобильности стали популярным, но спорным участником дорожного движения. Формально пользователи СПМ считаются пешеходами, но их скорость и маневренность порой делают их неожиданными и даже опасными для других участников движения.
Согласно действующему законодательству, электросамокаты, гироскутеры и сегвеи относятся к средствам персональной мобильности и не являются транспортными средствами. Управлять ими можно с 14 лет, а в дворовых и пешеходных зонах даже младше.
Передвигаться на СПМ разрешается по велодорожкам, тротуарам и пешеходным зонам, но при этом скорость не должна превышать 25 км/ч. При пересечении дороги самокатчик обязан двигаться со скоростью пешехода или медленнее. Спешиваться при этом не требуется. Однако если нет перехода, дорогу можно пересекать только в местах с хорошей видимостью в обе стороны.
Запрещено управлять электросамокатом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также отпускать руль во время движения. Хотя защитная экипировка не является обязательной, инспекторы ГАИ рекомендуют использовать шлем, налокотники и наколенники.
Запрета на эксплуатацию СПМ зимой не существует. Однако стоит учитывать погодные условия, так как лед, снег и низкие температуры могут сделать управление СПМ более опасным.
У многих сложился стереотип, что даже мотоциклы нельзя использовать зимой, поскольку существуют так называемые «мотосезоны». Однако это не так – никаких официальных ограничений по температуре или времени года в ПДД нет. Мотоциклисты могут ездить круглый год, руководствуясь теми же правилами, что и остальные участники движения.
За нарушения правил, касающихся СПМ, предусмотрены штрафы, аналогичные тем, что получают пешеходы. В случае ДТП сумма взыскания может достигать 20 базовых величин. Если же столкновение происходит между самокатчиком и пешеходом, рекомендуется вызвать скорую или милицию для фиксации происшествия – это может помочь при возможном разбирательстве в суде.
Согласно данным Следственного комитета, в 2023 году в Минске произошло 19 ДТП с участием электросамокатов, что на 18% больше, чем годом ранее. В большинстве случаев пострадавшими становились именно самокатчики, а причинами аварий чаще всего оказывались невнимательность водителей автомобилей и игнорирование правил самими пользователями СПМ.
Самокатчики должны помнить: даже если они формально пешеходы, их скорость выше, а значит, их поведение на дороге менее предсказуемо. Соблюдение ПДД, внимательность и осторожность – главные условия безопасного движения.
Водителям автомобилей важно учитывать появление на дорогах пользователей СПМ и уступать им дорогу там, где это необходимо по правилам. Взаимное уважение – лучший путь избежать опасных непредвиденных ситуаций на дороге.
С приходом теплого сезона электросамокаты вновь заполонят улицы, а значит, риск аварий возрастет. Важно, чтобы все участники движения знали правила и соблюдали их. Ведь безопасность – это не просто закон, а вопрос жизни и здоровья.