Детство – самая уязвимая пора. Наши родители воспитывали нас так, как умели, используя установки и клише, почерпнутые из их детства. Тем не менее, сегодня в век обширного доступа к информации мы можем регулярно прокачивать родительские скиллы и становиться лучше.
Фото носит иллюстративный характер
Организация питания у детей – сложный процесс, к которому нужно подходить с должным терпением и гибкостью. Как найти баланс между здоровьем и уважением границ маленького человека, рассказала Нестерова Екатерина, врач эндокринолог, диетолог.
— Пищевые привычки, заложенные в детстве, имеют важнейшее влияние на здоровье и образ жизни человека в будущем. Создание положительных и здоровых пищевых привычек – это важный аспект воспитания, который закладывает основы для формирования не только текущих предпочтений, но и поведения в отношении питания на протяжении всей жизни. Одним из ключевых факторов, влияющих на это, является окружение, особенно семья.
Семья играет ключевую роль в формировании пищевых привычек детей. То, что родители употребляют в пищу, как они относятся к еде, может влиять на ребенка и его отношение к еде. Если родители придерживаются здорового питания и показывают положительное отношение к физической активности, это станет основой для детского восприятия.
«Пока не доешь, из-за стола не выйдешь»
Доедать все до последней крошки, не смотря на то, что физическое насыщение уже наступило — крайне опасная установка. Такой подход приводит к перееданиям в будущем.
Лучше: «Ты можешь съесть столько, сколько хочешь. Если ты чувствуешь себя сытым, то можешь оставить то, что не доел». Это позволит ребенку научиться отличать голод от чувства насыщения и доверять собственным ощущениям.
«Сладкое – вредно» + прятать сладкое
Ребенок может начать воспринимать сладкое как запретный плод, что в будущем приведет к повышенной тяге к сладостям и перееданию, когда появится такая возможность.
Лучше сформулировать это так: «Сладости – это вкусно, но их лучше есть в небольших количествах вместе с фруктами или в качестве десерта после основного блюда». Это поможет ребенку понять значимость разнообразия в питании и установить здоровые границы.
«За маму, за папу, за бабушку»
Такая фраза создает у ребенка чувство вины и стыда за собственные предпочтения и аппетит (если не съест за маму — не любит). Это может привести к формированию нездоровых отношений с пищей, когда ребенок будет есть против своей воли, что в будущем может вызвать расстройства пищевого поведения и переедания
Пробуйте говорить: «Если ты не голоден, не обязательно доедать. Ты можешь оставить еду на потом». Это поможет ребенку развивать осознанность касаемо своих потребностей и формировать здоровый подход к еде.
«Не будешь есть — не вырастешь (или будешь слабым)»
Эта установка может привести к перееданию и формированию неправильных представлений о том, что количество еды напрямую связано с силой и успехом. Ребенок может начать есть больше, чем ему требуется, что в дальнейшем может вызвать проблемы с лишним весом и здоровьем.
Также такое утверждение может создать у ребенка ошибочное представление о том, что избыточный вес – это нормально и даже желаемо. Ребенок может не воспринимать угрозу, которую лишний вес может представлять для его здоровья.
Лучше: «Сила приходит не просто от еды, а от здоровой еды, занятий физической активностью». Это поможет ребенку понять, что здоровье и сила зависят от качества пищи и активного образа жизни, а не только от ее количества.
«Конфеты только после супа/любых других блюд»
Такой метод может сделать основную еду объектом ненависти и ассоциироваться с наказанием. Вместо того чтобы развивать любовь к здоровой пище, ребенок может отложить овощи/гарнир/мясо в сторону и сосредоточиться на получении десертов, что может привести к выборочному питанию.
Лучше: «Мы можем сделать десерт вместе, но давай сначала попробуем суп/овощи, чтобы сделать наш обед разнообразным». Такой подход способствует вовлечению ребенка в процесс приготовления пищи, стимулирует у него интерес и не вызывает неприязни.
«Не плач, мама купит тебе вкусненькое»
Когда еда используется как способ справиться с эмоциями, это может привести к эмоциональному перееданию и зависимостям в будущем. Ребенок может не научиться справляться со своими чувствами и искать утешение только в еде.
Лучше: «Давай выясним, что именно тебя беспокоит. Мы можем обсудить это или заняться чем-то другим». Это поможет ребенку развивать здоровые методы управления эмоциями без привязки к еде.
Здоровые пищевые привычки — задача родителя.