В глубинке Беларуси, в Докшицком районе Витебской области, в небольшом музее народной славы Бегомля хранится бесценный архив фотографий, запечатлевших героические страницы Великой Отечественной войны. Среди этих снимков, сделанных в 1943 году, особое место занимают изображения, рассказывающие о функционировании партизанского аэродрома, сыгравшего ключевую роль в судьбе Борисовско-Бегомльской партизанской зоны. Обо всех подробностях вам расскажет корреспондент 024.by.
Фото из открытых источников
Этот аэродром, появившийся еще в конце 30-х годов, так и не успел застать мирные полеты, зато с началом войны стал жизненно необходимым звеном, связывающим партизанский край с «Большой землей». Через него осуществлялась операция «Воздушный мост Бегомль – Большая земля» – жизненно важная артерия, по которой в партизанский край поступали необходимые ресурсы: оружие, медикаменты, продовольствие – все то, что позволяло партизанам продолжать борьбу с врагом.
Параллельно, по этому «воздушному мосту» эвакуировались раненые бойцы, женщины, дети и старики – все те, кто нуждался в защите и спасении от ужасов войны. Директор музея Ольга Таляренок подробно рассказывает об этой героической странице истории. Она подчеркивает, что аэродром был не только транспортным узлом, но и символом мужества и стойкости людей, которые, несмотря на постоянную опасность, обеспечивали бесперебойную работу «воздушного моста».
Среди тех, кто участвовал в рискованных операциях, были настоящие легенды. Например, первым летчиком, успешно осуществившим посадку и взлет планера с тяжелоранеными партизанами, стал полковник Сергей Анохин, впоследствии ставший заслуженным летчиком-испытателем, Героем Советского Союза. Его отвага и профессионализм были отмечены орденом Красного Знамени – заслуженной наградой за рискованную и ответственную миссию. Значимость аэродрома также подчеркивает участие в операциях 101-го авиаполка дальнего действия, которым командовала легендарная Валентина Гризодубова – единственная женщина в истории, возглавившая мужской авиационный полк.
Эти опытные летчики, управляя двухмоторными Ли-2 и «дугласами», доставляли столь необходимые грузы и эвакуировали людей в условиях постоянной угрозы со стороны немецкой авиации и зенитной артиллерии. Каждая посадка и взлет были сопряжены с огромным риском, но пилоты бесстрашно выполняли свой долг. Масштабы операции поражают: за время ее проведения было осуществлено 65 буксировок планеров, доставлено 50 тонн боевых грузов, включая противотанковые орудия, пулеметы, минометы, автоматы и винтовки. Это колоссальный объем работы, свидетельствующий о слаженной работе пилотов, наземного персонала и, конечно же, партизан, обеспечивавших безопасность аэродрома.

Среди эвакуированных с помощью «воздушного моста» была и советская разведчица Елена Мазаник, Герой Советского Союза, которая ликвидировала генерального комиссара Беларуси Вильгельма Кубе. Сам Гитлер объявил ее личным врагом. Этот факт добавляет еще одну драматическую нотку в и без того насыщенную историю бегомльского аэродрома, подчеркивая его значение не только для снабжения партизан, но и для спасения ценнейших кадров, внесших неоценимый вклад в победу над фашизмом.
Существование Бегомльского партизанского аэродрома обеспечивала специальная группа партизан, на плечи которых легла невероятно сложная и опасная задача: превратить небольшой клочок земли в оперативную базу для приема и отправки самолетов и планеров. Они выполняли весь спектр работ – от подготовки взлетно-посадочных площадок и маскировки техники до разгрузки прибывающих бортов и обеспечения их быстрого вылета. Это был титанический труд, требовавший не только физической выносливости, но и невероятной изобретательности и смелости.
В музейных экспозициях хранятся фотографии бесстрашных пилотов, готовящихся к вылетам на смертельно опасные задания. Лица на этих снимках, запечатленные в преддверии полета, говорят о напряжении и решимости, о готовности к жертве во имя Победы. К сожалению, многие из этих храбрых людей не вернулись с боевых заданий, отдав свои жизни за свободу Родины. Трагическая судьба этих героев нашла отражение не только в архивных документах, но и в памяти выживших, которые спустя десятилетия после войны, встретились в Бегомльском музее, сфотографировавшись вместе с юными пионерами, представляющими молодое поколение, для которого героическая история аэродрома стала живой легендой.
Еще одним значимым свидетельством истории аэродрома является открытие обелиска 20 августа 1967 года. Это памятное событие запечатлено на фотографии, где присутствуют видные государственные деятели того времени: первый секретарь ЦК КПБ Петр Машеров и первый секретарь ЦК КПЛ Антанас Снечкус, отдающие дань уважения героям партизанского движения. Сам обелиск представляет собой внушительную стелу, венчаемую уменьшенной копией самолета Ли-2 – символа тех времен, тех воздушных машин, которые связывали партизан с большой землей, обеспечивая доставку оружия, боеприпасов, медикаментов и поддерживая связь с штабом.

На мемориальной табличке выгравирована надпись, кратко и емко повествующая о деятельности аэродрома в период с 1943 по 1944 годы, подчеркивая его ключевую роль в поддержке партизанского движения и отмечая, что именно отсюда начался боевой путь группы организаторов партизанского движения в Литве. В начале 90-х годов музей пополнился ценнейшим экспонатом – самолетом Ил-14, ранее служившим в полярной авиации. Сейчас этот символ героизма и стойкости, установлен на въезде в поселок Бегомль, став центральным элементом торжественных мероприятий, проводимых в память о подвиге партизан.
Как отметила Ольга Таляренок, самолет служит наглядным свидетельством истории, напоминая всем о тех, кто рисковал своей жизнью ради свободы и независимости. Сегодня от взлетной полосы аэродрома остались лишь воспоминания и название жилого района, который местные жители, чтя память о прошлом, до сих пор называют «Аэродром». Это название – живая память о героическом прошлом, о людях, чьи имена, возможно, и не известны большинству, но чьи дела навсегда вписаны в историю Беларуси, как символ мужества и силы духа. Бегомль и его партизанский аэродром – это не просто историческое место, это святыня, хранящая память о беспримерном подвиге людей, обеспечивших связь партизан с Большой землей и внесших неоценимый вклад в Победу.