Подростковый период – самый сложный на пути к взрослению. О том, как правильно взаимодействовать с подростком, рассказала семейный, детский, кризисный психолог Екатерина Павленко.
Екатерина Павленко. Фото из личного архива героини
— Каждый родитель, который задается вопросом воспитания и развития своего ребенка использует знания и опыт, который получил от своих родителей. У каждого родителя есть свои личные представления как воспитывать ребенка и каким он должен быть в будущем. Но следует напомнить, что родительские ошибки в этом сложном процессе коммуникации с ребенком, могут привести к серьезным психологическим проблемам в будущем (жестокость, неуверенность в себе, инфантильность).
Начнем с того, что родителям нужно знать и понимать, что происходит с подростком в период переходного возраста. С 10 лет ребенок входит в новый возрастной период своей жизни, который называется подростковым. Изменения происходят во всех системах — физической, психической и психологической.
Продолжительность подросткового периода составляет примерно 7 лет. Первые изменения начинаются с 10-11 лет.
Ранний подростковый период – с 10 -11 до 14 лет;
Средний подростковый период – от 14 до 16-17 лет;
Поздний подростковый период от 16-17 до взрослого возраста.
Это период, который можно назвать гуси — лебеди. Уже не гусь, но ещё не лебедь. Этот этап в жизни подростка психологи оценивают как трудный. Подросток пребывает в конфликте не только с окружающими, но и в первую очередь с самим собой. Тут и первые шаги во взрослую жизнь, и ошибки…Таким образом ребенок прощается с детством. Реальность такова, что подросток хочет свободы и самостоятельности, а бремя ответственности может быть непосильным грузом, которое подросток не готов принять.
ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:
1. Быстрым физическим созреванием – меняется рост, вес, активнее идет половое созревание. У некоторых подростков эти изменения могут вызывать ощущение неловкости и дискомфорта.
2. В связи с быстрым ростом организма подростку требуется больше энергии, что может проявляться в повышенном аппетите.
3. Гормональная перестройка в организме и развитие мозговых отделов вызывают резкие смены настроения: от радости до грусти. Подростки очень чувствительны к критике и остро реагируют на незначительные события. Начинают задавать вопросы о смерти, о своем месте в мире, кто они и кем хотят стать. Это приводит к экспериментам с разными стилями одежды, музыкой, интересами и взглядами. Подростки стремятся к большей автономности и поиску авторитетов среди сверстников. Родители и взрослые уходят на второй план, что провоцирует конфликты.
5. Социальное развитие становиться ведущим. Дружба и принадлежность к определенной социальной группе становятся крайне важными. Они учатся взаимодействовать с окружающими, развивают навыки коммуникации и социального взаимодействия.
Контроль и гиперопека
Подростки стремятся к независимости, поэтому чрезмерная забота и контроль над каждым действием может приводить к конфликту. Важно давать возможность принимать решения самостоятельно, чтобы развивалось чувство ответственности.
Парадокс подростка в том, что его потребность в свободе и потребность в помощи одинаковы. Он бунтует против родителей и старых правил, но еще очень раним и неопытен для самостоятельной жизни и ее трудностей. Поэтому важно учитывать эти противоречия. С одной стороны — принимать новую личность подростка со своими вкусами и характером, с другой — поддерживать и быть рядом в любой трудный момент, чтобы он чувствовал, что не остался один на один со своей проблемой и чувствами. Не надо помогать подростку, когда вас не просят, РЕШАЯ ЗА НЕГО ЕГО ПРОБЛЕМЫ. Лучшее решение – это стать старшим товарищем для своего ребенка, подружиться с ним. Но дружба должна быть с границами, где родители слушают и не осуждают.
Высокомерие, критика и сравнение с другими детьми
— Сравнение своего ребенка с одноклассниками, друзьями, родственниками может негативно отразиться на самооценке подростка. Каждый человек уникален, и важно ценить индивидуальные качества и достижения своего ребенка. Сравнивая подростка с другими людьми, родители взращивают конкуренцию, которая обезличивает человека. Подросток учиться оценивать себя только как продукт успеха или неудачи. Он вне своих достижений себя не видит и не осознает своей ценности. В будущем ему грозит хроническое неудовлетворение собой и своей жизнью, т. к всегда найдется кто-то у кого лучше что-то получается и у кого больше денег и успеха. Самая правильная позиция – сравнивать успехи подростка с его же результатами во времени. Например – год назад – каким ты был? И смотри, каким ты стал!
Стремление быть образцовыми родителями
Когда у родителей есть такая проблема, они строят отношения не из интересов ребенка, а из собственной ущербности, позволяя манипулировать собой подростку, который это чувствует и понимает на какие кнопки давить. Выглядит это так — если ты этого не сделаешь, ты плохая мама. Хорошие мамы всегда покупают, дают деньги, никогда не кричат, хорошие мамы…тут можно продолжить бесконечно…. Если подросток видит, что у родителей нет границ, они сами ведут себя как дети, они управляемые и беспомощные, он становится психологическим родителем для своих родителей, который их оценивает и управляет. Это создает нарушение иерархии в семье и в будущем сулит большие проблемы.
Родительские манипуляции в личных интересах
В проблемных семьях родители могут бессознательно использовать подростка как союзника против второго родителя. Семейные проблемы не должны ложиться на плечи подростка. Недопустимо втягивать в межличностные семейные конфликты подростка. Подростки погружаются в сложный мир взрослых проблем, вместо того, чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. При этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.
Пренебрежение психологическим состоянием подростка
Подростковый возраст часто сопровождается стрессом, депрессией, тревожностью, низкой самооценкой, повышенной агрессией. Родители могут игнорировать эти состояния, считая их временными капризами. Важно обращать внимание на изменение в поведении, в привычках, питании, здоровье, на режим дня и при необходимости не бояться обращаться к специалистам (психологам, психотерапевтам или психиатрам).
Недостаточное внимание к окружению и интересам подростка
В подростковом возрасте дети активно ищут себя, свое место среди сверстников, пробуют разные увлечения и новые интересы. Не лишним будет интересоваться, с кем общается ваш ребенок. Важно учить подростка дружбе. Поддерживать его интересы, даже если они кажутся странными и бесполезными. Это поможет укрепить эмоциональную связь и показать, что родитель его уважает и принимает таким, какой он есть.
Чрезмерная свобода и отсутствие поддержки и помощи могут обернуться бедой. В поисках внимания, подросток может найти неблагополучную кампанию, наркотики, алкоголь, преждевременные сексуальные связи.
Создание безопасной среды дома
Подростку нужно обеспечить комфортное и спокойное пространство дома, где он сможет расслабиться и отдохнуть. Школа и социальные требования создают много напряжения. У него должно быть безопасное место, где его принимают и любят, где он восстанавливается психически и напитывается. Избегайте дома конфликтов, поскольку тяжелая семейная атмосфера усугубляет его состояние. Установление четкого режима дня, сна, питания, физической активности, способствует снижению уровня стресса и помогает стабилизировать эмоциональное состояние. Нужно чаще предлагать подростку совместные занятия – чтение книг, просмотр и обсуждение фильмов, настольные игры. Творчество даст возможность переключиться с негативных переживаний и немного отдохнуть.
Эмоциональная поддержка
Старайтесь демонстрировать интерес к проблемам подростка, внимательно его выслушивать без осуждения. Интересуйтесь его мнением по важным семейным вопросам. Используйте активное слушание — проявляйте сочувствие и понимание. Счастье — это когда тебя понимают, писал Конфуций. Можно использовать фразы – «Я ВИЖУ, ЧТО ТЕБЕ ТЯЖЕЛО», «Я С ТОБОЙ», «Я ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ ТЕБЯ ПОДДЕРЖАТЬ». Быть родителем подростка — это быть его адвокатом, а не судьей. Помогать подростку найти выход из сложной ситуации, обсудить возможные варианты действий и предложить свою помощь. Но при этом не нужно навязывать свою помощь, конечное решение должно оставаться за подростком, чтобы он чувствовал свою ответственность и уверенность в своих силах.
Помните, каждый подросток уникален и подход к нему должен учитывать его индивидуальные особенности и потребности.