Система распорядка дня в детских садах крайне удобна для родителей. Утром перед работой отвез ребенка и на обратном пути забрал. Другое дело школы, где занятия в среднем длятся до 12.00 (для первоклассников, как правило, устанавливается I смена). Куда идти ребенку, если родители все еще на работе, а дом находится не в пешей доступности от школы?
Это значит, что после занятий ребенок не будет предоставлен сам себе, а будет находиться под контролем воспитателя. Там с ним будут заниматься, сводят на прогулку, покормят – формат пребывания мало чем отличается от садовского. Детей собирают в группу по спискам, затем следуют общеразвивающие занятия на открытом воздухе или в классе, свободная игровая деятельность, подготовка к обеду и сам обед. Затем детям дается время для самоподготовки. Так как первоклашкам уроки не задают, они могут полистать учебники, поразукрашивать, заняться лепкой. Далее следует полдник и время для досуга. В некоторых школах в рамках продленок для первоклассников также предусмотрен дневной сон. Продленки работаю обычно до 18.00 – 19.00.
Решение об организации группы продленного дня на базе школы принимает само учреждение на основании анализа спроса. Таким образом, родители, нуждающиеся в такой услуге должны обратиться к администрации школы с заявлением и исходя из их количества будет приниматься окончательный вердикт. Для организации группы продленного дня учреждение должно соответствовать ряду критериев, среди которых, главным образом, — крепкая материально-техническая база и наличие пункта организации горячего питания.
Продленки при государственных учебных учреждениях рассчитаны на учащихся 1-9 классов. Однако возрастной диапазон от школы к школе может меняться. Некоторые открыты только для детей младшего возраста, другие могут себе позволить группы для учеников средней школы. Дети постарше используют это время для выполнения домашнего задания. К слову, это очень удобно с учетом того, что в качестве воспитателей часто выступают педагоги по отдельным дисциплинам и могут подсказать какие-то моменты. Также можно обратиться за помощью к сверстникам. Это снимает колоссальный груз с родителей, которые часто пребывают в ужасе от изобретательности составителей современных учебников и сами не понимают, чего те хотят от ребенка. Среди плюсов также можно выделить развитие самостоятельности у ребенка, который учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, решать текущие вопросы. Некоторые школы могут организовывать совместные походы в кино, на выставки, мастер-классы, но, естественно, не бесплатно.
К минусам стоит отнести то, что ребенок может устать от долгого нахождения в одном учреждении, в течении дня он также может захотеть прилечь отдохнуть. Длительное пребывание в месте большого скопления людей может мешать ребенку сосредоточиться на выполнении домашнего задания.
Группы продленного дня при школах финансируются государством. Родители оплачивают только питание.
Если в школе нет группы продленного дня или такой формат пребывания не устраивает семью, можно воспользоваться услугами частных детских центров. Они работают с детьми младшего школьного возраста и предлагают не только пребывание, но и сопровождение ребенка из школы в детский центр. В программу входят развивающие занятия, выполнение уроков, прогулка на свежем воздухе, творческие мастер-классы, обед и перекусы.
Например, детский центр «Познайка» предлагает услугу пребывания в группе продленного дня для детей 1-4 классов. Необходимо приобрести абонемент на 5 дней, где стоимость одного дня – 15 рублей. Есть возможность покупки абонемента на три дня, но тогда стоимость одного дня пребывания становится выше – 17 рублей. Такую услугу предоставляет лишь один филиал центра, расположенный в деревне Боровляны (Минский район). В 13.00 воспитатель центра забирает детей из СШ № 2 и ведет обедать в близлежащее кафе «Кухня» (обед оплачивается отдельно – 8 рублей с человека). Далее дети направляются в само учреждение (находится в шаговой доступности) и проводят там время. В центре отметили, что с ребятами занимаются воспитатели, помогают с уроками, проводят творческие мастер-классы. Предусмотрен полдник, который входит в сумму абонемента (обычно это какой-то напиток, печенье). В 18.00 родители должны забрать детей.
Условиями пребывания в группе продленного дня поделились также в детском центре АРТкидс (Новая Боровая, Минск). Здесь также действует система абонементов, правда, уже месячных. Так, стоимость одного дня пребывания при покупке абонемента обойдется в 37 рублей. Разовое посещение – 45 рублей. Здесь набор группы объясняют характером спроса. Так, в этом учебном году центр работал преимущественно с учениками 3-их классов СШ № 1, потому что все первоклассники получили место в группе продленного дня на базе самой школы. Воспитатели АРТкидс также забирают детей со школы, организуют для них обед, перекусы, развивающие занятия, следят за выполнением уроков и т.д.
В центре БэбиУм ответили, что в этом году вообще не набирали продленку, потому что не было должного спроса. Однако на следующий год здесь рассматривают введение данной услуги, но более точная информация появится в августе, сентябре. Стоимость будет формироваться исходя из пакета услуг: если это только пребывание под контролем воспитателя – одна стоимость, если нужны дополнительно кружки, мастер-классы и т.д. – другая стоимость. Аналогичные планы есть у десткого центра развития детей «Сокровища нации», но там также посоветовали звонить ближе к началу учебного года.
Среди плюсов такого способа занять ребенка можно отметить то, что он находится под контролем взрослых, осваивает какие-то новые навыки, накормлен и имеет возможность погулять. Между тем, некоторые дети могут испытывать стресс, находясь весь день в чужой среде – сначала в школе, потом в детском центре. К тому же, ребенок может успеть завести дружбу с учениками своего класса, а состав группы продленного дня формируется из нескольких параллельных классов и детей, которых привозят сами родители.
Можно воспользоваться услугами частной няни на пол дня. Этот человек заберет ребенка из школы, покормит домашним обедом и займет его до прихода родителей. Услуги частных нянь в Минске стоят 2-5 долларов в час. Часть объявлений в графе «цена» имеет приписку «договорная».
Работу няни ищут люди разных возрастов от 19 до 65, с разным образованием, но чаще связанным с педагогикой или психологией. Одни могут похвастаться большим стажем работы, другие только начинают путь в эту профессию и своим главным преимуществом считают любовь к детям, доброту и искренность. Здесь стоит полагаться отчасти на свое чутье при личной встрече – вряд ли кто-то доверит ребенка человеку после онлайн-собеседования. Но, безусловно, если подходить к вопросу взвешенно и рационально, то лучше отдавать предпочтение людям со знанием основ педагогики, психологии, определенным стажем в сфере работы с детьми. Желательно запросить рекомендации из прошлых семей и вкупе с собственным впечатлением формировать оценку человека.
Наличие у няни собственных детей – также будет плюсом. Можно провести небольшое тестирование соискателя и предложить ему повзаимодействовать с ребенком, понаблюдать за его реакцией на нового человека. Проверьте документы будущей няни, чтобы ваше сотрудничество строилось на законных основаниях. Помните, вы вверяете самое ценное – своего ребенка совершенно постороннему человеку, поэтому здесь нет «неудобных» вопросов – все должно быть максимально прозрачно.
Конечно, в идеале, чтобы вместо няни помочь в этом деле могли бабушки, но не у всех они есть и не все из них готовы возиться с внуками.
Да-да, вы не ослышались. Если за время декрета вы не растеряли контакты мам, с которыми коротали время возле песочницы, пока ваши дети лепили куличи – почему бы не попросить их о помощи. Правда, правило применимо только если одна из вас не вышла на работу. Вряд ли для кого-то является существенной разницей вести домой одного ребенка или двоих. Из минусов – придя домой, ребенок может уставиться в гаджеты, а уроки вам придется делать с ним поздно вечером, сдобрив это дело грандиозным скандалом.
Таким образом, вариантов, куда определить ребенка после уроков – достаточно. Главное оставаться бдительными при выборе места внеурочного пребывания и научить ребенка навыкам самообслуживания и поведения в обществе.