Целую неделю Могилев жил театром, принимая XVIII Международный молодежный форум «М.@rt.контакт». Город на Днепре вновь подтвердил свой статус неформальной культурной столицы, став центром притяжения для талантливых коллективов и ценителей сценического искусства из Беларуси, России и Азербайджана. Этот фестиваль подарил зрителям настоящий калейдоскоп из 24 ярких спектаклей, незабываемых эмоций и серьезных тем для размышления.
На семь дней Могилев действительно превратился в особое пространство, где воздух был буквально пропитан творчеством и ожиданием открытий. Восемнадцатый по счету форум «М.@rt.контакт» собрал под своим крылом театральные коллективы очень разного толка и направления. Особенно ценно, что из общего числа участников семь трупп впервые представили свое искусство могилевской публике и экспертам, добавив фестивальной палитре свежести и новых интригующих красок.
Это говорит о том, что форум не стоит на месте, он развивается, расширяет свою географию и привлекает все новые имена. Программа из двадцати четырех спектаклей обещала и подарила зрителям настоящее погружение в многообразный и постоянно меняющийся мир современного театра. Атмосфера в городе царила особенная – фестивальная, наполненная встречами, обсуждениями, спорами об искусстве и, конечно, аплодисментами.
Одной из главных черт «М.@rt.контакта» всегда была его жанровая и тематическая широта, и нынешний форум не стал исключением. Фестиваль порадовал своим впечатляющим разнообразием. На его площадках нашлось место всему: от постановок, бережно хранящих и переосмысливающих классические театральные традиции, до погружений в мистические глубины человеческой души и смелого, порой провокационного, абсурда. Неизменным оставался дух эксперимента и неустанного поиска новых форм и смыслов, без которого подлинное искусство, а особенно молодой театр, просто не может существовать и двигаться вперед.
Режиссерская палитра форума оказалась на редкость богатой: на сцене встретились работы как уже признанных, опытных мастеров режиссуры, так и молодых, амбициозных талантов, которые только начинают свой путь в профессии и ищут свой уникальный театральный язык. Этот диалог поколений, разных школ и взглядов на искусство сделал форум особенно живым, динамичным и по-настоящему интересным для самой широкой аудитории.
Кульминацией фестивальной недели стало подведение итогов и объявление победителей. По итогам интенсивных просмотров и жарких обсуждений профессиональное экспертное жюри присудило главную награду форума. Безусловным победителем был признан спектакль «Палата № 6» Театра-фестиваля «Балтийский дом» из Санкт-Петербурга. Эта работа, основанная на вечной классике Чехова, по мнению экспертов, впечатлила судей своей психологической глубиной, точностью режиссерского решения и сильным актерским исполнением.
Молодежное жюри, состоящее из активных молодых зрителей и критиков, имело свое видение и отдало свою «Золотую маску» постановке «Дубровский» Ульяновского молодежного театра из России. Судя по всему, их привлекли энергия спектакля, его динамизм и свежий, современный взгляд на известное произведение Пушкина. А вот сердца самой широкой публики безоговорочно покорил спектакль «Кармен. История Хосе» Орловского государственного театра для детей и молодежи «Свободное пространство», который и получил заслуженный приз зрительских симпатий. Яркая, страстная история любви и ревности, рассказанная языком театра, не оставила равнодушным никого в зале.
Помимо главных призов, профессиональное жюри не оставило без внимания и другие значимые и яркие работы, представленные на фестивале. Специальными дипломами были отмечены коллективы за самые разные достижения. Эксперты особо выделили смелые театральные эксперименты в камерных, малых формах, как это было в случае со спектаклем «Игроки» хозяев фестиваля – Могилевского областного драматического театра. Высокую оценку получила и верность глубоким традициям русского психологического театра, которую продемонстрировал пермский театр «У Моста» Сергея Федотова в спектакле «Зверь». Жюри не обошло вниманием и выразительность найденных художественных образов, например, в постановке «Медведь» петербургского Театра юных зрителей имени Брянцева, а также оценили глубину творческого поиска в работе с бессмертной классикой Пушкина, как это сделал Гомельский городской молодежный театр в своей «Русалке».
Отдельного упоминания удостоились бережное сохранение и развитие театральных традиций бакинским Государственным академическим русским драматическим театром, по-настоящему сильный и слаженный актерский ансамбль в спектакле «Дом Бернарды Альбы» Орского драмтеатра имени Пушкина и актуальное, современное осмысление сложнейшей темы Великой Отечественной войны, предложенное Могилевским областным театром драмы и комедии из Бобруйска в постановке «Нюрнберг. Скамья подсудимых». Также были отмечены коллективы за точные и оригинальные сценографические решения, как в «Олесе» театра «Театральный ковчег в Дубраве», и за важную работу по сохранению богатейшего русского литературного наследия и плодотворное сотрудничество с русской театральной школой, что проявилось в спектакле Гомельского областного драматического театра «Любовь. Любовь? Любовь!».
Театральный форум – это не только соревнование спектаклей и режиссерских идей, но и праздник актерского мастерства. «М.@rt.контакт» запомнился зрителям не только сильными постановками в целом, но и целым рядом выдающихся индивидуальных актерских работ. Экспертное жюри особо выделило Ольгу Виррийскую, чье исполнение роли Кармен в спектакле «Кармен. История Хосе» орловского театра «Свободное пространство» было названо лучшей женской ролью фестиваля. Ее страстная, свободолюбивая героиня стала одним из самых ярких впечатлений форума.
Лучшей мужской ролью была единодушно признана работа Юрия Борисова из Рязанского театра драмы. Он создал сложный, многогранный и глубоко трагичный образ Абрама Ильича Шварца в спектакле «Матросская тишина», продемонстрировав высочайший уровень мастерства. Не осталось незамеченным и удивительное перевоплощение Ирины Джапаковой в легендарную Эдит Пиаф в постановке «Это я – Эдит Пиаф» вологодского Камерного драматического театра. Ее работа была отмечена специальным дипломом за яркое и проникновенное исполнение роли великой французской певицы.
Завершающим, мощным аккордом насыщенной программы «М.@rt.контакта» стал спектакль Брестского академического театра драмы имени Ленинского комсомола Беларуси «Достоевский. Игрок». Эта постановка предложила зрителям глубокое, философское размышление о вечных загадках русской души, о природе человеческих страстей и искушений, погружая в сложный и захватывающий мир великого Достоевского. История русского семейства, оказавшегося волею судеб в условном европейском городе Рулетенбург и поддавшегося губительному соблазну азартной игры, стала на сцене метафорой вечной борьбы человека со своими внутренними демонами, гордыней и жаждой легкой наживы.
Смогут ли герои сохранить в себе человека, не потерять душу перед лицом всепоглощающего азарта? Этот сложный вопрос, заданный со сцены артистами из Бреста, эхом отозвался в сердцах зрителей, став достойным и многозначительным финалом целой недели театрального марафона. Форум «М.@rt.контакт» в Могилеве в очередной раз убедительно доказал: молодой театр жив, он активно ищет, не боится экспериментировать, задает неудобные вопросы и готов говорить со своим зрителем на самые важные и актуальные темы языком современного искусства. Могилев же вновь подтвердил свое право называться городом, где театр любят, ждут и понимают.