Современное общество очень требовательно к своему окружению и комфорту. Мы хотим жить в упорядоченном мире, но как в это встроить детскую непосредственность? При бронировании билетов на самолет некоторые просят места подальше от семейных пар с детьми, в кафе на неуклюжесть и громкие возгласы ребенка также может последовать негативная реакция от тех, кто пришел «заземлиться» и отдохнуть. Что делать парам с детьми: сидеть дома, пока чадо не вырастет в интеллигентного, зрелого члена общества? С этим вопросом мы обратились к детскому психологу Нике Прищеповой.
— Будем откровенны, случается так, что даже свои дети раздражают. Чаще всего тяжело родителям выносить нытье и истерики. А это в большинстве своем характерно для дошкольников.
Итак, ситуация: трехлетка громко требует в магазине новую игрушку, валяется по полу. Реакция прохожих разная на происходящее: кому-то безразлично, идут мимо, кто-то с сочувствием к маме, мол, «Возраст такой… сил вам!», а есть те, кто с явным раздражением и даже агрессией осудит, посетует на дурное воспитание и вседозволенность. Последний, вероятно, в своем детстве не мог выражать свои чувства, подсознательно «застрял» в этом. И при столкновении с подобным сегодня (неважно, истерят свои или чужие дети), всплывают непрожитые эмоции из прошлого. Отсюда гнев и сильное раздражение.
У многих взрослых в детстве не было гуманного принимающего родителя. В одностороннем порядке решалось, когда ты голоден, что тебе носить, чем заниматься, что можно и что нельзя. Не было права закатить истерику по случаю «мама не купила» или «проиграл в шашки», потому что разговор был короткий… Если кого-то ремнем не били и на гречку не ставили, то тот суровый взгляд родителя, который без слов давал понять «умолкни, не реви, делай, как велено» помнят многие. Подавление чувств и эмоций, о котором говорят психологи сегодня, тогда было привычным методом воспитания.
1-2 сессии с психологом помогут не присоединяться к эмоциям детей и реагировать ровно.
В самолете ребенок стучит ногами в сидение пассажира перед собой. Пассажир просит маму малыша прекратить это. Но ситуация не меняется. Тут вопросы больше к родительнице, а не чаду, и ее попустительскому отношению, вероятно, основанному на позиции «он же еще маленький». Ответственность родителя — научить ребенка не нарушать границы других людей (так же и ребенок учится защищать свои собственные).
Если ребенок плачет и вас это раздражает — дело в вас, потому что это естественное проявление негативных чувств ребенком. Не может ребенок в 4 года сказать: «Матушка, я негодую по причине занятого места у окна! Немыслимо, я возмущен!».
А вот если вы отдыхаете в обычном кафе (не детском), а вокруг носится компания розовощеких ребят, которые то и дело задевают вас и кричат так, что вы не слышите собеседника, есть смысл обратиться к родителям за помощью урегулировать ситуацию — нарушаются ваши границы.
— Стоит отметить, что сегодня из каждого «утюга» и «чайника» говорят про детские возрастные особенности, о том, как важно принимать чувства и эмоции ребенка. Но дело в том, что с этой информацией, как правило, контактируют люди, которые сами имеют детей. Те, у кого их нет могут не обращать на нее никакого внимания. Между тем понимание, как правильно, не отменяет того, что на практике это применяться не будет. Некоторые продолжают раздражаться на чувства и эмоции ребенка, при том, что знают, как действовать гуманно. Ехала я как-то в электричке с супругом и детьми трех и шести лет. Они баловались, щекотали друг друга, но при этом не создавали много шума. Однако пожилой мужчина, сидевший на четыре ряда дальше от нас, выходя из вагона, сделал замечание моим детям. Это говорит о том, насколько у людей разное понятие нормы шума и т.д. Как взрослый человек он поступил неправильно, он мог обратиться к родителям с просьбой «будьте добры, успокойте детей». Но это люди другой закалки, в советское время же как было: в какой-нибудь деревне человека могли заклеймить, застыдить так, что ему и жизнь становилась не мила. Однако в то время человек также мог подойти и что-то хорошее сказать ребенку, похвалить его, а сейчас люди ориентированы сами на себя и не очень-то обращают внимание на окружающих. Вот подметить какой-то недостаток, промах – это пожалуйста.
— Вряд ли можно сказать, что взрослые боятся. Скорее это про то, что ребенок — весьма энергозатратный в своем эмоциональном «обслуживании». Он требует полного включения и участия от родителя.
Часто ко мне приходят с запросом «ребенок не умеет себя занять, постоянно скучно, без телефона ему нечего делать». Родитель в свою очередь устал после трудового дня, озабочен бытом. Не видят большой ценности в совместных занятиях — поиграть в то, что интересно ребенку, приобщить к своему хобби (а у многих взрослых, кстати, сегодня есть увлечения?), читать и обсуждать сказки, мастерить что-то. А это про научить, заинтересовать, про выстраивание эмоциональной связи с папой/мамой. Родители листают ленту Инстаграм, отдыхая, а потом сетуют на то, что дети получают тот же легкий дофамин в гаджетах. Мы пример для своих детей.
Недавно мы писали об эффективных способах занять ребенка (подробнее здесь). А также как помочь ребенку справиться с компьютерной зависимостью (подробнее здесь).
Проблема — жизнь в городской среде. На улице в этот сезон еще пустые площадки, все сидят по домам. По одному младших школьников редко выпускают на прогулки, поскольку новостные ленты пестрят страшными событиями. По гостям тоже ходить не сильно заведено. Нет как в деревне собственного участка.
Вместо того, чтобы фокусироваться на негативных чувствах, постарайтесь проявлять больше понимания и терпения к детям и их родителям. Помните, что все мы когда-то были детьми, и все мы учимся на своих ошибках.