100 RUB НБРБ 3.6634
+0.0064

USD НБРБ 3.1176
-0.0083

EUR НБРБ 3.3591
-0.0081

10 CNY НБРБ 4.2147
-0.0125

100 RUB НБРБ 3.6634
+0.0064

USD НБРБ 3.1176
-0.0083

EUR НБРБ 3.3591
-0.0081

10 CNY НБРБ 4.2147
-0.0125

Лучший курс на сегодня

USD
2.3
EUR
3.3
RUB
100
3.2

Подорожал проезд в Могилеве: сколько теперь платить и почему

255

Вслед за столицей цены на билеты в общественном транспорте подняли сегодня и в областном центре. Городские власти приняли соответствующее решение, основанное на постановлении облисполкома, и уже с 28 марта за поездки на привычных автобусах и троллейбусах придется платить больше. Это решение, официально опубликованное на Национальном правовом интернет-портале, затрагивает как городские, так и пригородные маршруты.

Автобус, проезд 024.by

Сколько теперь стоит билет?

Итак, что конкретно изменится для пассажиров, ежедневно пользующихся городским транспортом? Согласно официальному документу, стоимость одной поездки в обычном городском автобусе или троллейбусе теперь установлена на уровне 90 копеек. Еще совсем недавно этот же талончик или оплата картой обходились в 80 копеек. Таким образом, каждая поездка становится дороже на 10 копеек. Кажется, мелочь, но для семейного бюджета, особенно при регулярных поездках, это повышение может стать вполне ощутимым за месяц. Подорожание коснулось и так называемых экспрессных маршрутов. Здесь цена за одну поездку перешагнула психологическую отметку и выросла с 90 копеек до одного рубля. Разница та же – 10 копеек, но сам факт рублевой стоимости может восприниматься иначе. 

Проездные и пригород: тоже дороже

Подорожание затронуло не только разовые поездки, которые удобны для нерегулярных перемещений по городу. Те, кто предпочитает экономить, пользуясь проездными билетами на месяц, также заметят изменения в своих привычных расходах. Например, месячный абонемент, дающий право неограниченного проезда на одном виде транспорта – будь то автобус или троллейбус – в Могилеве теперь будет стоить 40 рублей 50 копеек. Если же пассажиру для удобства необходим проездной, действующий и на автобусных, и на троллейбусных маршрутах, то за него придется выложить 54 рубля 5 копеек

Интересно сравнить эти цифры с другими городами области. Так, в Бобруйске аналогичный документ на один вид транспорта обойдется немного дешевле – 39 рублей 43 копейки. А в районных центрах Могилевской области цена установлена еще ниже – 34 рубля 42 копейки за месячный проездной на один вид транспорта. Эта разница отражает отличия в протяженности маршрутов, пассажиропотоке и общих затратах на транспортное обслуживание в разных населенных пунктах. Кроме того, власти пересмотрели и так называемые предельные максимальные тарифы на перевозки пассажиров в пригородном сообщении. Здесь расчет идет за каждый километр пути. 

Стоимость километра выросла на 1 копейку для всех категорий маршрутов: на обычных – до 11 копеек, на скоростных и дополнительных рейсах – до 13 копеек, а на экспрессных пригородных маршрутах – до 14 копеек за километр. Это значит, что чем дальше вы живете от города и ездите на работу или по делам, тем заметнее станет увеличение расходов на дорогу.

Автобус
Фото: Pixabay

Зачем властям понадобилось поднимать цены?

Этот вопрос наверняка задают себе многие жители Могилева и других городов, где происходит подобное. Редко кто встречает с радостью новости о росте цен, особенно когда речь идет о таких базовых и социально значимых услугах, как общественный транспорт. Однако, если попытаться взглянуть на ситуацию шире, с точки зрения экономики транспортных предприятий и городских бюджетов, картина выглядит не так однозначно. Власти вынуждены принимать такие непопулярные меры, и на то есть веские причины.

Дело в том, что установленный тариф на проезд почти никогда и нигде не покрывает стопроцентно реальную себестоимость перевозки одного пассажира. Транспортные предприятия несут огромные расходы. Это и постоянно растущие цены на топливо (дизель для автобусов), и стоимость электроэнергии (для троллейбусов). Это затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава – автобусов, троллейбусов. Нужно покупать запчасти, масла, шины, и цены на них, особенно на импортные комплектующие, постоянно ползут вверх, в том числе из-за колебаний курсов валют.

Кроме того, существует необходимость выплачивать заработную плату большому штату сотрудников: водителям, кондукторам, слесарям-ремонтникам, диспетчерам, уборщикам и многим другим. Чтобы удерживать квалифицированные кадры, особенно водителей, чей труд очень ответственен и непрост, уровень оплаты должен быть конкурентоспособным и хотя бы индексироваться с учетом инфляции.

Не стоит забывать и об амортизации и необходимости обновления парка транспортных средств. Автобусы и троллейбусы не вечны, они изнашиваются, морально устаревают. А стоимость одного современного автобуса или троллейбуса – это весьма внушительные суммы. Плюс к этому – расходы на содержание инфраструктуры: ремонт дорожного полотна по маршрутам следования, обслуживание контактной сети для троллейбусов, обустройство и поддержание в порядке остановочных пунктов.

Всю эту сложную и затратную машину нужно содержать. Разницу между реальными расходами и тем, что собирается с пассажиров за билеты и проездные, обычно покрывает государство или город в виде субсидий из бюджета. Однако возможности бюджета не безграничны. Когда расходы транспортников существенно растут (а они растут постоянно из-за объективных экономических факторов), возникает финансовая «дыра». Ее нужно как-то закрывать. 

Таким образом, недавнее решение о повышении стоимости проезда в Могилеве, хоть и неприятно для кошельков горожан, имеет под собой вполне объективные экономические основания. Это отражение общих инфляционных процессов и роста цен на ресурсы, энергию и комплектующие. Чиновники вынуждены искать сложный баланс между социальной доступностью транспорта для населения и экономической необходимостью поддерживать его работоспособность, безопасность и минимально необходимое развитие в условиях постоянно растущих затрат.

Последние новости общества:

Наш канал в Telegram и Дзен Присоединяйтесь к нам! Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот.

Последние новости

Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies.
Принять
Отказаться