Вслед за столицей цены на билеты в общественном транспорте подняли сегодня и в областном центре. Городские власти приняли соответствующее решение, основанное на постановлении облисполкома, и уже с 28 марта за поездки на привычных автобусах и троллейбусах придется платить больше. Это решение, официально опубликованное на Национальном правовом интернет-портале, затрагивает как городские, так и пригородные маршруты.
Итак, что конкретно изменится для пассажиров, ежедневно пользующихся городским транспортом? Согласно официальному документу, стоимость одной поездки в обычном городском автобусе или троллейбусе теперь установлена на уровне 90 копеек. Еще совсем недавно этот же талончик или оплата картой обходились в 80 копеек. Таким образом, каждая поездка становится дороже на 10 копеек. Кажется, мелочь, но для семейного бюджета, особенно при регулярных поездках, это повышение может стать вполне ощутимым за месяц. Подорожание коснулось и так называемых экспрессных маршрутов. Здесь цена за одну поездку перешагнула психологическую отметку и выросла с 90 копеек до одного рубля. Разница та же – 10 копеек, но сам факт рублевой стоимости может восприниматься иначе.
Подорожание затронуло не только разовые поездки, которые удобны для нерегулярных перемещений по городу. Те, кто предпочитает экономить, пользуясь проездными билетами на месяц, также заметят изменения в своих привычных расходах. Например, месячный абонемент, дающий право неограниченного проезда на одном виде транспорта – будь то автобус или троллейбус – в Могилеве теперь будет стоить 40 рублей 50 копеек. Если же пассажиру для удобства необходим проездной, действующий и на автобусных, и на троллейбусных маршрутах, то за него придется выложить 54 рубля 5 копеек.
Интересно сравнить эти цифры с другими городами области. Так, в Бобруйске аналогичный документ на один вид транспорта обойдется немного дешевле – 39 рублей 43 копейки. А в районных центрах Могилевской области цена установлена еще ниже – 34 рубля 42 копейки за месячный проездной на один вид транспорта. Эта разница отражает отличия в протяженности маршрутов, пассажиропотоке и общих затратах на транспортное обслуживание в разных населенных пунктах. Кроме того, власти пересмотрели и так называемые предельные максимальные тарифы на перевозки пассажиров в пригородном сообщении. Здесь расчет идет за каждый километр пути.
Стоимость километра выросла на 1 копейку для всех категорий маршрутов: на обычных – до 11 копеек, на скоростных и дополнительных рейсах – до 13 копеек, а на экспрессных пригородных маршрутах – до 14 копеек за километр. Это значит, что чем дальше вы живете от города и ездите на работу или по делам, тем заметнее станет увеличение расходов на дорогу.
Этот вопрос наверняка задают себе многие жители Могилева и других городов, где происходит подобное. Редко кто встречает с радостью новости о росте цен, особенно когда речь идет о таких базовых и социально значимых услугах, как общественный транспорт. Однако, если попытаться взглянуть на ситуацию шире, с точки зрения экономики транспортных предприятий и городских бюджетов, картина выглядит не так однозначно. Власти вынуждены принимать такие непопулярные меры, и на то есть веские причины.
Дело в том, что установленный тариф на проезд почти никогда и нигде не покрывает стопроцентно реальную себестоимость перевозки одного пассажира. Транспортные предприятия несут огромные расходы. Это и постоянно растущие цены на топливо (дизель для автобусов), и стоимость электроэнергии (для троллейбусов). Это затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава – автобусов, троллейбусов. Нужно покупать запчасти, масла, шины, и цены на них, особенно на импортные комплектующие, постоянно ползут вверх, в том числе из-за колебаний курсов валют.
Кроме того, существует необходимость выплачивать заработную плату большому штату сотрудников: водителям, кондукторам, слесарям-ремонтникам, диспетчерам, уборщикам и многим другим. Чтобы удерживать квалифицированные кадры, особенно водителей, чей труд очень ответственен и непрост, уровень оплаты должен быть конкурентоспособным и хотя бы индексироваться с учетом инфляции.
Не стоит забывать и об амортизации и необходимости обновления парка транспортных средств. Автобусы и троллейбусы не вечны, они изнашиваются, морально устаревают. А стоимость одного современного автобуса или троллейбуса – это весьма внушительные суммы. Плюс к этому – расходы на содержание инфраструктуры: ремонт дорожного полотна по маршрутам следования, обслуживание контактной сети для троллейбусов, обустройство и поддержание в порядке остановочных пунктов.
Всю эту сложную и затратную машину нужно содержать. Разницу между реальными расходами и тем, что собирается с пассажиров за билеты и проездные, обычно покрывает государство или город в виде субсидий из бюджета. Однако возможности бюджета не безграничны. Когда расходы транспортников существенно растут (а они растут постоянно из-за объективных экономических факторов), возникает финансовая «дыра». Ее нужно как-то закрывать.
Таким образом, недавнее решение о повышении стоимости проезда в Могилеве, хоть и неприятно для кошельков горожан, имеет под собой вполне объективные экономические основания. Это отражение общих инфляционных процессов и роста цен на ресурсы, энергию и комплектующие. Чиновники вынуждены искать сложный баланс между социальной доступностью транспорта для населения и экономической необходимостью поддерживать его работоспособность, безопасность и минимально необходимое развитие в условиях постоянно растущих затрат.