Проблема самостоятельности у детей, подростков, а потом уже и у взрослых была всегда. Это не особенность только нашего времени, но именно сейчас инфантильных и не умеющих принимать решения людей стало больше. Многие не готовы нести за себя ответственность, не понимают, как делать элементарные вещи. Что к этому приводит и как изменить ситуацию?
Современное общество изменилось, у молодых мам появилось больше времени, чтобы заниматься домом и детьми, если они не работают. Ведь технических помощников и всевозможных «улучшителей» жизни вроде памперсов стало много. При этом техника требует ответственного отношения, а значит, ребенок уже не станет рядом с мамой стирать свои носочки. Родительница просто закинет все в стиральную машину. Ребенка, конечно, к этом процессу не допустят.
С другой стороны, технический прогресс помог занять ребенка. Вот телефон, развивающие мультики и игры – сиди и развлекайся. Каждый малыш с детства учится без усилий получать развлечения. Ему даже думать не нужно, как построить куличик или организовать кукольную столовую. Он просто берет телефон.
Обилие новостей негативного окраса приводит к страху за жизнь и здоровье детей. Их начинают гиперопекать, желая уберечь от опасностей жуткого мира. Не редки истории, когда в школу сопровождают даже старшеклассников. Кстати, уроки у детей тоже контролируют иногда до выпуска из учебного заведения.
Диванных критиков стало слишком много. Теперь в интернете все учат, как воспитывать детей. И если случается какая-то опасная ситуация, то в социальных сетях сразу же начинается осуждение нерадивых родителей. Несколько лет назад очень серьезно обсуждали историю, в которой дети 9-12 лет устроили дома пожар при приготовлении еды на сковороде. И много было высказываний вроде: «Почему такие маленькие сами готовят еду! Где была мама? Почему не покормила?» Детям не дают готовить, гладить вещи, пользоваться молотком и, о, ужас, топором, им даже не позволяют наливать горячую воду из чайника.
Часто мамам проще сделать самим – и быстрее, и качественнее, и чище. В год ребенок вполне может кушать ложкой, но ведь после этого нужно убирать, да и процесс затягивается. И родители сами подносят еду в рот ребенку. Так удобнее.
Не имеет значения, что не делал ребенок и по каким причинам. Важно, что приходит время и родители, и окружающие понимают, что он должен уже это делать сам. И в этот момент случается кризис и непонимание: почему не может, не умеет, не получается или не знает как?
Представьте себе человека, который ни разу не подходил к плите. И вот ему 18 лет, и мама уже не готова жарить ему яичницу по утрам. И пребывает при этом в недоумении: почему он не может приготовить такое простое блюдо самостоятельно? Отбросим мамины желания, берем только факты:
И как ему в таком случае приготовить яичницу? Для тех, кто делает все это регулярно и постоянно, нет никаких проблем. Каждое из действий фактически доведено до автоматизма. А для новичка в этом деле нужна четкая инструкция и право на 25 ошибок.
Спасибо интернету, сейчас по запросу «Как включить плиту» выдает сотни статей, по разным маркам плит. Но этому стоило бы научиться у родителей. Ведь именно на практике под контролем все проще и эффективнее изучается.
А сколько историй с непониманием приготовления блюд. Рецепты, конечно, хорошо, но есть простые моменты, про которые не думаешь, пока не столкнешься. Про них не пишут в рецептах. Например, что салат нужно помыть, прежде чем резать. Или что пельмени не нужно размораживать перед варкой. А именно с такими проблемами сталкиваются многие уже подросшие дети.
Никто не учится ничему по щелчку с наступлением какого-то возраста. Все идет постепенно и проходит через этапы. Можно до трех лет кормить ребенка, а потом ему дать ложку, чтобы он начал есть самостоятельно. И ребенок будет долго колупаться, будет размазывать, будет неправильно держать прибор. На учебу уйдет время. Причем приблизительно столько же, сколько и в год. Ну, может немного быстрее. Так вот мама могла месяц помучиться в год, а потом два года спокойно заниматься своими делами, пока ребенок ест. А могла все это время кормить, чтобы потом все равно помучиться в три года пару недель.
Ответственность не приходит просто так. Она приходит с осознанием: мне это нужно. Когда это нужно кому угодно, но не человеку, то и желания на эту ответственность нет. Именно поэтому чаще всего дети учатся из-под палки. Потому что это нужно маме, папе, учителю, но только не ему.
Если личной мотивации нет, то и ответственность брать на себя никто не хочет. Пока мама делает с ребенком уроки, пока отец наказывает за отметки, ребенку учеба не нужна. Как только он сам начнет контролировать процесс, делать домашние задания без родителей, просыпаться по будильнику, получать свои выговоры и свои, а не мамины и папины отметки, все поменяется.
Это не значит, что ребенок будет хорошо учиться по всем предметам. Но это его личное право выбирать, где и сколько приложить усердия. Мама и папа могут мотивировать интерес, организовывать дополнительные занятия, хвалить за успехи. Это все очень полезно, но не брать ответственность за учебу ребенка на себя.
К сожалению, в школах этого часто не понимают. Там работают на мгновенный результат, и отчитывают родителей, как маленьких детей. Но именно ребенок должен нести ответственность за незаписанное домашнее задание, за несобранный портфель или опоздание. И не все понимают с одного раза. Некоторым нужно набить десяток-другой шишек, чтобы наконец-то понять, что свои проблемы он и создает сам, и сам решает.
Пока мама убирает в детской и следит, чтобы у ребенка была постирана одежда, мама и несет за это ответственность. Мотивация появится лишь при получении права на самостоятельность, а не наоборот.
Это самый сложный для всех родителей вопрос. Ведь точных сроков не существует. Одному чуть раньше, другому чуть позже. Но в этом вопросе важна плавность и постепенность. А еще это точно не тогда, когда все вокруг могут, а мой почему-то нет. И не тогда, когда маме надоело до чертиков. Нужно раньше.
Родители, а особенно мамы вообще очень трудно отпускают детей. И начинать процесс нужно именно тогда, когда возникает мысль, что можно же еще годик подождать. Значит, точно, время пришло.
Всегда стоит идти за интересом ребенка. Сперва просто показать как нужно, дать выполнить одно действие, помочь ему. Потом функции ребенка постепенно расширять, доведя до полной самостоятельности. Причем, это важно не только с малышами, но и с подростками. Ваш контроль на первых порах необходим даже взрослому, который первый раз столкнулся со стиральной машинкой.
Прежде чем передать полное управление процессом, убедитесь, что человек понимает все шаги, может четко выполнить инструкцию и знает технику безопасности. В этом случае стоит отойти даже от роли контролера, чтобы ваши сын или дочь получили полную ответственность.
Никогда не сгружайте все и сразу на ребенка. Вот тебе исполнилось 14 лет, и ты можешь уже сам готовить, убирать, стирать, ходить в магазин и оплачивать счета. Нет, сперва, например, привести в порядок одежду, через месяц еще и делать покупки, потом обед варить…. И начинать лучше как можно раньше, чтобы постепенно к 18 годам ваш уже подросший ребенок понимал, как жить взрослую жизнь самостоятельно.
Родители любят своих детей и заботятся о них, но очень тонкая грань между этой опекой и взращиванием инфантилизма. Помните, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Нужно учиться постепенно отходить в сторону. И начинать нужно чуть ли не с рождения.