Сегодня 7 апреля православный мир празднует Благовещение – событие, с которого начинается земной путь Сына Божьего. Это не просто значимый день в церковном календаре, а момент, который всегда затрагивал умы верующих. И он не мог не отразиться в искусстве, ведь оно долгое время шло об руку с церковью.
Художники самых разных времен затрагивали библейские темы, в общем, и тему явления Гавриила к Деве Марии, в частности. Сообщение о том, что она станет матерью Сына Божьего – момент зарождения Христа на земле. И не только в иконографии, но и в живописи именитых художников этот момент рассмотрен с особой тщательностью и по-разному.
Интересно, что первые изображения этого сюжета появляются в основном только в 5 веке. Есть предположения, что было и более раннее изображение, но из-за плохой сохранности точно утверждать этого нельзя. А до первой половины 5 века в божественных учениях Марии не отводилась столь царственная роль, как позже. Посему момент Благовещения стали увековечивать в основном в более поздние века.
Каждая картина, мозаика, скульптура на эту тему наполнены символами, каждый творец закладывал свое видение в этот сюжет, и иногда они очень сильно различались. Многое зависело от времени и общего переосмысления, что-то являлось особенностью того или иного направления в искусстве.
В первых изображениях, например, в мозаике на триумфальной арке в Санта-Марии-Маджоре, Дева Мария показана на троне как царственная особа. Именно такая подача характерна для более ранних работ по этой тематике. Таким образом, создатели превозносили Мадонну, отсылая к значимости как ее самой, так и самого события.
В большинстве первых работ Мария изображена с веретеном. Это отсылка к тому, что дева получила задание прясть нити для завесы храма, причем самых благородных пурпурных тонов. Как бы за этим занятием и застает ее архангел Гавриил. В более поздних изображениях Благовещения также изредка встречается веретено, а иногда и прямые красные завесы. Но чем дальше, тем больше символов появляется в картинах.
Во многих работах художников можно наблюдать свой замысел, когда какая-то идея передается необычным образом. Ярким примером такого творчества является «Устюжское благовещение», которое относится к 12 веку. Здесь Мария изображена стоящей перед Гавриилом, что частенько встречалось в иконописи. Но именно в этом изображении есть уникальная особенность. На груди Девы виден младенец. Тот, который в данный момент зарождается в утробе. Такой подачи не наблюдалось ни у кого.
В этот период появляются еще две символические особенности подачи этого сюжета. Во-первых, сверху мы можем наблюдать Бога Отца, который наблюдает за процессом сообщения Благой вести. А еще от него исходит свет и «проливается» на Деву Марию. С течением времени изображение уже не так явно передает этот процесс, но это одно из первых подобных использований света как символа Святого Духа.
В Средневековье сюжет с веретеном уже отходит на второй план. На первом оказывается книга. Девушка изображается читающей Библию, которая может быть у нее в руках или на специальной подставке. Чуть позже мы станем замечать, что книга появляется закрытой. Как завершение действия, стремление двигаться дальше. Богородица умела читать и изучала писание, это очередное подтверждение ее веры и святости.
У Симонте Мартини мы можем увидеть цветы. Эти символы также начинают появляться в Средневековье. Интересен и их смысл. Первые цветы добавлялись на изображения, как напоминание о времени года – весне. Уже позже они превратились в белые лилии, которые ко всему прочему символизируют чистоту и непорочность Девы Марии. Архангела начинают изображать коленопреклоненным перед Богородицей, как воздание ей почтения.
Еще один момент, который зарождается в картинах этого периода – белый голубь, который символизирует Святого Духа, спускающегося к Марии с небес. Именно с этой интерпретации эта птица начинает свой путь, как обозначение благой вести, хорошей новости. А еще мира, ведь на картине Симонте Мартини символ мира – оливковую ветвь дарит Гавриил Марии.
В 15 веке Деву Марию в момент получения благой вести часто начинают изображать в саду. Точнее на террасе, балконе рядом с садом. Сад имеет несколько значений в изображении. Во-первых, это также отсылка на время года, когда свершилось событие. Во-вторых, он означает чистоту и непорочность Девы, ведь частенько изображался огороженным. Интересны два варианта одного и того же сюжета Фра Анджелико. В первом случае просто сад, который имеет забор, во втором из сада происходит момент изгнания Адама и Евы. Это такая связь духовного и земного.
Обратите внимание также на прием, который появляется в этот период. Авторы помещают Деву Марию в типичную их времени обстановку, вырывая из того периода, когда творились события. Это делается намерено, чтобы приблизить понимание для современников. Такой прием используется до сих пор, что мы увидим на картинах современных авторов.
«Благовещение» Леонардо да Винчи относится к его раннему творчеству, но несмотря на это, картина также насыщена символами. Каждый сюжет, созданный этим художником, изобилует какими-то смыслами. Обратите внимание на ракушку на столике, где лежит книга – это символ сокровенного, возможности услышать. Но это, оказывается совсем не столик, вероятно, многие удивятся, но это погребальный монумент гуманисту и политику Карлу Марзупини. И он реально существует до сих пор. Отличает прототип на картине от оригинала антисимметрия. Как символ неидеальности.
Впрочем, картину величайшего художника уже разложили на такие послания, что они становятся далеки от «Благовещения». Но этому можно посвятить целую статью. Отметим еще прозрачную струящуюся ткань от книги. Как символ текучести жизни.
Вообще весь 15 век можно отметить, как переход к значительному символизму. Как пример, рассмотрим еще одну картину художника Робера Кампена. Здесь не только лилии, как символ чистоты, но и другие детали: умывальник, который блестит, книга, завернутая в ткань.
Художник запечатлел момент до того, как Мария все узнает. Она спокойна и не замечает того, что ангел уже появился в ее доме. Не видит луча света, который просто затмил свечу. А та погасла.
А что хотел передать художник лавочкой? Она может быть просто характерным предметом интерьера, а может нести значение, ведь на ней вырезаны львы. Что это – трон Соломона? Или еще какой-то знак удивительной силы этой женщины?
Картина другого художника Пьеро делла Франческа кажется простой на первый взгляд, но в то же время и здесь явно виден символизм. Во-первых, тут обращает на себя внимание разделение на небесное и земное. Оно такое четкое, выверенное, геометрическое. Но при этом в небесной части, на балконе болтается веревка. Слишком она явная, чтобы не привлечь внимание. Ее можно трактовать как символ земных страстей Христа. А можно увидеть отсылку к другой части композиции, которой не видно на «Благовещении». Это сцена, на которой изображен Иуда Кириака. Его опускают в колодец. Это легенда о поисках креста Еленой. Ей пришлось подвергнуть местного жителя пыткам, чтобы выяснить, где находится Голгофа с орудием смерти Иисуса.
Удивительная по своей символичности и нестандартности картина – «Благовещение с единорогом» Матиаса Шонгауера. В этот период популярны были сюжеты с единорогом и охотой на него. Интересно, что именно это мифическое животное соотносили часто с Иисусом Христом, и с жертвенностью. Не удивительно, что в охоте его часто пронзали стрелой. То, что единорог идет к Деве Марии и засыпает у нее на коленях имеет двойной смысл. С одной стороны – это означает чистоту Богородицы, ведь это животное могло себя так вести только с непорочной девицей. С другой стороны, он как олицетворение Сына Божьего шел к ней.
Гавриил как охотник трубит в рог. И это как оповещение – то самое известие, что он принес Марии. Четыре собаки как символы добродетелей – милость, истина, правда и мир. Обратите внимание, правда и истина – это разные вещи. И все они – это суть вести, которую принес охотник Гавриил. В картине полно и иных символов. Башни Давида, запертый сад, колодец и прочее. Это как раз история, которую можно изучать очень долго, как многие произведения этого периода. Но эта картина, как и другие, где был изображен единорог очень не нравились церкви, которая в 16 веке стала запрещать подобные изображения.
Поздний Ренессанс можно отметить, как некоторый переходный период к барокко. Здесь появляется некоторая большая эмоциональность, а также отсылки к страху перед Благой вестью. Например, на картине Рафаэля архангел изображен в резком порыве с черными крыльями. Он спешит к Марии, а она, уже предчувствуя что-то непростое, приложила руки к груди. Она пока еще не знает, что сообщит ей этот посланник, но уже переживает. Черные крылья как-то особенно выделяются на общем фоне. Этот цвет может символизировать тайну, а может говорить о том, что не только благо уготовано Марии, но и тяжелый путь ей и ее будущему сыну – сыну Господа.
Еще один цветовой намек очень явно сделан в картине Маттиаса Грюневальда. Сама Мария одета на удивление в черный наряд. Если просмотреть все картины сюжета Благовещения, то в глаза бросятся синие и сине-красные одежды Богородицы. Эти цвета использовали практически все художники, так как они являются символами жертвенности и смирения. Черный же совершенно не свойственен ни времени, ни канонам. Изначально Марию рядили в черное, но уже долгое время такие платья ей не создавали. Кроме того над девой практически нависает ангел со свои благословлением, а она тем временем как бы отстраняется назад, смотрит в сторону, отгораживается.
В 16 веке большое внимание художники уделили эмоциональной составляющей сюжета. Если ранее была слегка испуганная, удивленная, одухотворённая, покорная Мария, то сейчас все меняется. Авторы пересматривают сюжет и пытаются осмыслить чувства девушки, которой явился небесный посланник с такой ошеломительной новостью. И ведь действительно, трудно поверить, что она спокойно сидела, не выдавая волнения и слушала благую весть.
Эмоции Марии, по всей видимости, были весьма противоречивы. Девушка должна была испугаться, должна была ощутить некоторую обреченность. Быть избранной нелегко. И именно об этом писали художники барокко. Например, Лоренцо Лотто показал Марию, которая отвернулась в попытке бегства от Гавриила. Испугалась даже кошка, которая бросается из-под ног архангела.
Еще более тяжелый сюжет показывает Якопо Тинторетто. Здесь картина вовсе создана в мрачных тонах, ангел врывается вместе с вихрем и очень пугает Деву Марию. Даже голубь резко падает вниз, тем самым обрушивая Благую весть. Само помещение больше напоминает руины. Как будто руины прошлой жизни и крушение прошлых надежд. Перерождение.
Продолжая традиции барокко уже в 17 веке Корнелис ван Пуленбург также создает некоторый мрачный сюжет, но тут же показывает, что это пока Богородица испуганная сидит в темноте своего жилища, но вокруг, там где Благая весть, там где ангелы – там свет. И он льется, сыпется в дом к Марии вместе с цветами.
В 19 веке многие художники стали изображать более светлые сюжеты Благовещения. При этом минимизировали детали, упрощали окружение, делали акцент на самом факте сообщения, которое принес Гавриил. Например, в картине Иванова фактически потеряны интерьеры, ангел светиться, сияет и Мария, склонившая послушно голову. То, что архангел относится к миру более величественному и божественному автор передал через его размеры.
А вот следующую картину написал Данте Габриэль Россетти, в ней больше бытового, совсем иная реакция девушки, но тоже много света и простота. Мария выглядит испуганной и загнанной в угол. Художник решил отойти от традиционных цветов в одежде, оставив только синее полотно позади.
Блох Карл Генрих написал Марию также испуганной, причем ту вернулось веретено на картину, показались обычные бытовые вещи. Девушка остается в тени, но ангел несет свет и просто заливает им полотно.
В 20-21 веке к истории Благовещения тоже обращаются художники. И их демонстрации могут быть совершенно разными. Чем дальше, тем больше разных направлений и взглядов в искусстве, а это приводит просто к уникальному прочтению сюжета. Например, Святослав Воинов творил в стиле авангардизма. Очень четкие строгие линии, светлое и темное, симметрия и геометрия без лишних деталей.
Или творчество в духе соцреализма от Гелия Коржева, где Мария и вовсе упала на пол, отвернулась, потому что девушка в горе. Ангел принес не только Благую весть, но и историю пути, который предстоит пройти ее сыну – Сыну Божьему.
Интересна девушка в современном облике от Джона Кольера. Тут Мария предстает перед нами в образе подростка из нашего мира, а не из далекого прошлого. Это тот самый прием, который использовали в период Ренессанса, когда Богородицу перемещали во времени, делая ее ближе и понятнее.
Наконец творчество Елены Сунгатовой, где использована простота и специфическая стилизация образов архангела Гавриила и Марии, когда синтезируются образы и подходы разных традиций и вливаются в современный авангард.
Благовещение – поистине глубокая тема, и в какое время бы не изучали ее, какие бы подходы не использовали, на чем бы ни расставляли акценты художники, здесь еще есть много нераскрытого и не до конца осмысленного. Значит, можно ждать продолжения темы, новые интерпретации и стилизации. Хватит не на одно поколение творцов.