Новополоцк – один из трех пилотных городов Беларуси, где внедряется масштабный проект по переходу на электротранспорт. Обо всех подробностях вам расскажет корреспондент 024.by.
Это решение стало ярким примером ответственного подхода к рациональному использованию ресурсов и сохранению экосистемы, актуальных трендов XXI века. Значимость проекта для Новополоцка высока, поскольку он напрямую способствует оздоровлению городского пространства и существенному снижению уровня выхлопных газов. Это особенно важно в условиях концентрации промышленных объектов.
Опыт внедрения электробусов уже был успешно реализован в двух других городах Беларуси – Жодино и Шклове. В рамках этих проектов каждый из них получил от 14 до 15 больших электробусов вместимостью 70-80 пассажиров от белорусских производителей – ОАО «Минского автомобильного завода» и «Белкоммунмаша» (BKM Holding).
В Новополоцке масштаб проекта еще более впечатляющий. BKM Holding получил задачу изготовить и поставить 26 современных электробусов артикулированной конструкции, так называемых «гармошек», отличающихся повышенной вместимостью пассажиров. Эти высокотехнологичные транспортные средства обладают впечатляющим запасом хода – более 200 километров на одной полной зарядке, что гарантирует их бесперебойную работу в течение всего дня. На сегодняшний день уже 21 электробус вышел на маршруты Новополоцка, остальные будут доставлены и введены в эксплуатацию в ближайшее время.
Новые современные модели Vitovt II выглядят весьма привлекательно: яркий голубой цвет кузова, стильный дизайн и продуманная эргономика обеспечивают удобную поездку как для пассажиров, так и для водителя. Внутри салонов создана комфортная атмосфера: достаточно света, просторно, установлено видеонаблюдение, что повышает безопасность поездки. Электробусы отличаются плавностью хода, быстрым разгоном и практически бесшумной работой.
Забота о пассажирах проявляется в деталях: предусмотрено 38 сидячих мест, по две площадки для детей и инвалидов на колясках, расширено число сидений для пожилых людей. Современные системы оплаты проезда позволяют осуществлять бесконтактный расчет, а кнопки связи и остановки обеспечивают максимальное удобство. Для надписей использованы белорусский и английский языки.
Для успешной интеграции нового электротранспорта в городскую инфраструктуру работники автотранспортного предприятия №6 (АТП-6) прошли комплексную переквалификацию. Технические сотрудники обучались в ПГУ им. Е.Полоцкой, освоив особенности обслуживания и ремонта электробусов.
Инженерно-технический персонал прошел стажировку на предприятии «Белкоммунмаш», получив практические умения работы с новой техникой. Для водителей были организованы специальные курсы в транспортном парке Минска, где они смогли отточить навыки безопасного и эффективного управления электробусами.
Активно развивается инфраструктура для электротранспорта, что является важным шагом в модернизации городской системы и улучшении качества жизни населения. Этот масштабный проект, финансируемый в том числе и за счет областной инвестиционной программы, уже принес ощутимые результаты.
В 2024 году автовокзал и диспетчерскую станцию «Подкастельцы» оборудовали зарядными станциями, что обеспечивает надежную подзарядку электробусов. Еще одним значительным достижением первого квартала стало строительство компанией «Витебскэнерго» новой трансформаторной подстанции и прокладка к ней кабельных линий, обеспечивающих бесперебойное электроснабжение всей системы.
В настоящее время работы по развитию инфраструктуры продолжаются. На территории автотранспортного предприятия №6 строят еще десять современных зарядных станций, рассчитанных на одновременную зарядку двадцати единиц электромобилей. Это позволит значительно увеличить количество электротранспорта, используемого в городе, и расширить масштабы его применения.
Цель – появление маршрутов, охватывающих все большее число районов Новополоцка и прилегающих территорий. На сегодняшний день электробусы в основном используются для подвоза работников на промышленные предприятия, что уже успешно решает вопрос сверхнагрузок на транспортную систему в часы пик. Несколько единиц запущены на маршрутах Полоцк – Новополоцк, обеспечивая пассажирские перевозки.
Использование электробусов является экономически выгодным решением, так как они постепенно заменяют собой изношенный и требующий постоянных ремонтов автобусный парк, снижая затраты на содержание и ремонт. Проект демонстрирует стремление Беларуси к модернизации транспортной системы и внедрению экологически чистых технологий, способствуя улучшению качества жизни граждан и созданию более благоприятной окружающей среды.