100 RUB НБРБ 3.7627
+0.0212

USD НБРБ 2.8957
-0.013

EUR НБРБ 3.3814
-0.0061

10 CNY НБРБ 4.093
-0.0208

100 RUB НБРБ 3.7627
+0.0212

USD НБРБ 2.8957
-0.013

EUR НБРБ 3.3814
-0.0061

10 CNY НБРБ 4.093
-0.0208

Лучший курс на сегодня

USD
2.3
EUR
3.3
RUB
100
3.2

Как правильно давать ребенку карманные деньги? Рекомендации детского психолога

134

Давать ли ребенку карманные деньги? А если да — с какого возраста, сколько, как часто и за что? Эти вопросы волнуют многих родителей. Ведь с одной стороны — хочется, чтобы ребенок учился обращаться с деньгами, а с другой — страшно, что он станет потребителем или начнёт шантажировать хорошими отметками. Разобраться помогла детский психолог частной практики Марина Романовна Лапковская (г. Барановичи).

Фото носит иллюстративный характер

Нужны ли карманные деньги ребенку и почему?

Карманные деньги — это не просто деньги на жвачку или игрушку. Это инструмент воспитания. С их помощью ребенок:

  • учится распоряжаться финансами: планировать, копить, сравнивать цену и качество;
  • получает опыт самостоятельных решений;
  • начинает ценить труд и деньги, ведь они не появляются из воздуха;
  • чувствует доверие со стороны родителей — а это важно для формирования уверенности в себе.

Карманные деньги — это часть подготовки ребенка ко взрослой жизни.

Как правильно родителям давать карманные деньги? Возрастной подход

Дошкольники (4–6 лет)

В этом возрасте можно начинать знакомство с деньгами в игровой форме. Давайте ребенку небольшие суммы — например, на мороженое или мелкую покупку в магазине. Главное — объяснять, что и сколько стоит, как делать выбор.

Пример: «Вот тебе 2 рубля. На них ты можешь купить сок или маленькую игрушку. Подумай, что тебе важнее».

Младшие школьники (7–10 лет)

С этого возраста можно начать выдавать регулярные небольшие суммы, например, раз в неделю. Это уже карманные деньги в классическом смысле. Хорошо, если ребенок будет сам решать, на что их тратить. Если ошибется — это тоже опыт.

Рекомендация: Начните с фиксированной суммы, например, 5–10 рублей в неделю, и обсудите, на что она предназначена (сладости, мелкие игрушки, сюрпризы другу на день рождения).

Подростки (11–14 лет)

Подростку уже можно давать большую свободу, увеличивать сумму и выдавать её, например, раз в месяц — так он научится распределять деньги во времени. Также можно обсудить идею копить на что-то более крупное.

Важно: Не контролируйте каждую трату, но оставайтесь рядом, чтобы обсуждать, помогать, задавать вопросы: «А как ты думаешь, это была хорошая покупка? Ты доволен, что потратил именно так?».

Старшие подростки (15–17 лет)

Это уже почти взрослые. Многие из них сами хотят подрабатывать. Хорошо, если вы поддержите стремление к финансовой независимости. В этом возрасте карманные деньги могут сочетаться с подработкой, и важно обсуждать бюджетирование, расходы, цели, сбережения.

Чего лучше избегать родителям:

  • Нестабильность: нельзя сегодня дать 10 рублей, а завтра — 100 без объяснений. Регулярность и предсказуемость учат управлению деньгами.
  • Наказания через деньги: «Будешь плохо себя вести — не дам денег» — это не работает, зато портит отношения и формирует страхи.
  • Покупка хорошего поведения: нельзя подменять воспитание финансами. Деньги — это не средство манипуляции.
  • Жесткий контроль: слишком сильный надзор за каждой тратой мешает развивать самостоятельность.
  • Замена любви деньгами: «на тебе 50 рублей — и не мешай» — это сигнал, что родитель избегает общения, заменяя заботу покупками.

Стоит ли платить ребенку за хорошую учебу?

Этот вопрос вызывает жаркие споры. Вот как смотрит на него психология:

  • Хорошая учеба — это обязанность ребенка, как работа — обязанность взрослого.
  • Если мы платим за отметки, мы рискуем вытеснить внутреннюю мотивацию: ребенок будет учиться не потому, что ему интересно или важно, а потому что «дадут деньги».
  • Ребенок начинает оценивать свой труд только в рублях — и это снижает самооценку, особенно если результат не такой, как ожидает родитель.

Что лучше: хвалить, интересоваться, помогать с учебой, показывать, как знания применяются в жизни. А карманные деньги — пусть будут отдельно, не за оценки, а просто как часть взросления и доверия.

Как не воспитать потребителя?

Иногда родители боятся, что, если ребенок получает деньги, он быстро превращается в «маленького потребителя», который только и думает, что купить. Чтобы этого не произошло:

  • Говорите о ценности вещей: почему что-то стоит дорого, сколько нужно труда, чтобы это купить.
  • Учите ждать и копить: пусть у ребенка будет копилка или банковская карта для подростков.
  • Показывайте пример: дети подражают родителям. Если вы разумно тратите, копите, планируете — и ребенок будет стремиться к этому.
  • Обсуждайте желания: «Ты хочешь новую игру — давай подумаем, как можно накопить на неё». Это формирует осознанность.

Помните: карманные деньги — это не способ поощрения, а инструмент воспитания!

«Не бойтесь давать ребенку деньги — бойтесь не научить его ими пользоваться. Главное — подходить к этому с умом, не давать «просто чтобы отстал», а использовать как часть диалога, развития, поддержки, — подчеркнула Марина Лапковская. — Карманные деньги помогают формировать самостоятельность, уверенность, уважение к труду и ответственность за свои решения. А это — качества, которые понадобятся ребенку на всю жизнь. В каждой семье можно подойти индивидуально в решение вопроса выдачи карманных денег ребёнку, главное, чтобы это было комфортно и с пользой для всех членов семьи».

Наш канал в Telegram и Дзен Присоединяйтесь к нам! Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот.

Последние новости

Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies.
Принять
Отказаться