Давать ли ребенку карманные деньги? А если да — с какого возраста, сколько, как часто и за что? Эти вопросы волнуют многих родителей. Ведь с одной стороны — хочется, чтобы ребенок учился обращаться с деньгами, а с другой — страшно, что он станет потребителем или начнёт шантажировать хорошими отметками. Разобраться помогла детский психолог частной практики Марина Романовна Лапковская (г. Барановичи).
Фото носит иллюстративный характер
Карманные деньги — это не просто деньги на жвачку или игрушку. Это инструмент воспитания. С их помощью ребенок:
Карманные деньги — это часть подготовки ребенка ко взрослой жизни.
Дошкольники (4–6 лет)
В этом возрасте можно начинать знакомство с деньгами в игровой форме. Давайте ребенку небольшие суммы — например, на мороженое или мелкую покупку в магазине. Главное — объяснять, что и сколько стоит, как делать выбор.
Пример: «Вот тебе 2 рубля. На них ты можешь купить сок или маленькую игрушку. Подумай, что тебе важнее».
Младшие школьники (7–10 лет)
С этого возраста можно начать выдавать регулярные небольшие суммы, например, раз в неделю. Это уже карманные деньги в классическом смысле. Хорошо, если ребенок будет сам решать, на что их тратить. Если ошибется — это тоже опыт.
Рекомендация: Начните с фиксированной суммы, например, 5–10 рублей в неделю, и обсудите, на что она предназначена (сладости, мелкие игрушки, сюрпризы другу на день рождения).
Подростки (11–14 лет)
Подростку уже можно давать большую свободу, увеличивать сумму и выдавать её, например, раз в месяц — так он научится распределять деньги во времени. Также можно обсудить идею копить на что-то более крупное.
Важно: Не контролируйте каждую трату, но оставайтесь рядом, чтобы обсуждать, помогать, задавать вопросы: «А как ты думаешь, это была хорошая покупка? Ты доволен, что потратил именно так?».
Старшие подростки (15–17 лет)
Это уже почти взрослые. Многие из них сами хотят подрабатывать. Хорошо, если вы поддержите стремление к финансовой независимости. В этом возрасте карманные деньги могут сочетаться с подработкой, и важно обсуждать бюджетирование, расходы, цели, сбережения.
Чего лучше избегать родителям:
Этот вопрос вызывает жаркие споры. Вот как смотрит на него психология:
Что лучше: хвалить, интересоваться, помогать с учебой, показывать, как знания применяются в жизни. А карманные деньги — пусть будут отдельно, не за оценки, а просто как часть взросления и доверия.
Иногда родители боятся, что, если ребенок получает деньги, он быстро превращается в «маленького потребителя», который только и думает, что купить. Чтобы этого не произошло:
Помните: карманные деньги — это не способ поощрения, а инструмент воспитания!
«Не бойтесь давать ребенку деньги — бойтесь не научить его ими пользоваться. Главное — подходить к этому с умом, не давать «просто чтобы отстал», а использовать как часть диалога, развития, поддержки, — подчеркнула Марина Лапковская. — Карманные деньги помогают формировать самостоятельность, уверенность, уважение к труду и ответственность за свои решения. А это — качества, которые понадобятся ребенку на всю жизнь. В каждой семье можно подойти индивидуально в решение вопроса выдачи карманных денег ребёнку, главное, чтобы это было комфортно и с пользой для всех членов семьи».