Утро. Минск. Пробки. На перекрестке — мужчина в костюме заводит арендованный «Volkswagen Polo» через приложение, а в соседнем ряду — водитель в своей видавшей виды «Mazda 6» ворчит на бензин по 3,5 BYN за литр. Кто из них прав — тот, кто арендует, или тот, кто владеет? Считаем и сравниваем расходы, удобство и риски владения личным авто и каршеринга в 2025 году.
Фото носит иллюстративный характер
На первый взгляд кажется, что своё авто — это свобода. Сел — и поехал. Но давайте посмотрим, во сколько эта свобода обходится владельцу машины среднего класса — условной иномарки 2015 года с бензиновым двигателем 1.6 литра. Опираясь на информацию автолюбителей с форумов и соцопросы, средний водитель «накатывает» в месяц не меньше 1000 километров. От этой суммы и будем отталкиваться.
Статья расходов
Амортизация (потеря стоимости)
Топливо (расход 8 л/100 км * 2.5 BYN)
Техобслуживание и ремонт
Страховка (ОСАГО + КАСКО/коробка)
Налоги, техосмотр, штрафы
Парковка (если платная зона)
Мойка, аксессуары, мелочи
Средняя сумма в месяц (BYN)
250–300 BYN
~200 BYN
~100 BYN
~50–100 BYN
~20–30 BYN
~30 BYN
~20 BYN
Итого: ~800–900 BYN в месяц — и это без учета непредвиденных поломок. За год выходит 9600–10 800 BYN.
А ещё — хлопоты: от поиска парковки до общения с СТО.
В 2025 году в Минске и других крупных городах Беларуси активно работают несколько каршеринговых сервисов: Anytime, Мультимоторс, Hello и др. Машины — на каждом углу. Но что, если ездить на арендованной машине не «по выходным», а каждый день — как на своей? С работы домой, в магазин, на дачу. Не менее 1000 км в месяц.
Средняя скорость по городу — 25 км/ч
1000 км = ~40 часов вождения
Средняя цена поминутной аренды — 0, 45 BYN/мин = 27 BYN/час
Плюс поездки на дачу: 2 раза в месяц, ~80 BYN/сутки (суточная аренда)
40 часов вождения × 27 BYN/час — 1080 BYN
2 суточные аренды (дача) — 160 BYN
Итого: 1240 BYN/мес
Да, в эту сумму уже включено всё: топливо, страховка, ремонт, мойки и даже стеклоомывайка. Но итоговая цифра — кусается.
Параметр (1000 км/мес)
Ежемесячные расходы BYN
Включено топливо
Включено обслуживание
Доступность 24/7
Выгоднее при интенсивной езде
Зависимость от сервисов
Надежность (всегда в наличии)
Возможность выезда за границу
Эмоциональная связь
Личное авто
~900 BYN
❌
❌
✅
✅
❌
✅ Да
✅
У кого как
Каршеринг
~1240
✅
✅
✅(если есть машины)
❌
✅
❌ Не всегда
❌ или ограничено
Скорее нет
Плюсы:
Минусы:
Плюсы:
Минусы:
Если вы живете в городе, работаете удалённо или ездите нерегулярно:
каршеринг — экономичнее и проще. 400–500 BYN в месяц — и ни одной очереди на шиномонтаж.
Если вы ежедневно ездите на работу, часто выбираетесь за город и наматываете 1000+ км:
личное авто — выгоднее. Оно обойдётся дешевле, при этом даст больше свободы и уверенности в завтрашнем дне.
Логичный довод, который возникает при таких расчетах: за личное авто нужно заплатить! Мы уже узнали, что личное авто «экономит» нам порядка 340 BYN в месяц.
Предположим, человек покупает подержанный автомобиль средней категории, например, условный Hyundai i30 2015 года, бензин, механика — бодрый, не убитый, на каждый день.
Стоимость: ~12 000 BYN
(адекватная цена на рынке за иномарку с живым кузовом и мотором)
Сравниваем ежемесячные затраты:
Статья
Средние затраты в месяц
Личное авто
900 BYN
Каршеринг
1240 BYN
Экономия при владении авто 1240 — 900 = 340 BYN в месяц
Когда окупится?
Чтобы окупить машину в 12 000 BYN за счёт экономии на каршеринге, нужно:
12000 ÷ 340 ≈ 35,3 месяца
Ответ: ≈ 3 года (35 месяцев) активного пользования машиной вместо каршеринга.
После этой отметки в 3 года вы начинаете «зарабатывать» 340 BYN в месяц — не на руки, конечно, но в виде реальной экономии, которая остаётся у вас в кармане по сравнению с арендой.
Например:
За 5 лет использования авто — это:
( 60мес−35мес ) × 340BYN = 8500 BYN экономии сверху
А это уже:
Мы не включаем сюда возможную остаточную стоимость машины через 5 лет — а ведь её можно продать, и вернуть часть вложений.
И, наоборот, могут быть непредвиденные поломки, которые съедят кусок экономии. Но при нормальном обслуживании — это редкость, а не система.
Каршеринг — платишь всегда, но в конце ничего не остаётся. С личным авто — платишь, но в итоге остаётся актив, даже если подуставший.
Покупка личного авто в 2025 году окупается примерно за 3 года, если вы активно ездите и сравниваете с затратами на каршеринг.
После этого срока машина начинает экономить вам деньги.
А если она уже куплена — вы прямо сейчас выигрываете около 340 BYN в месяц, просто продолжая ездить.
Сейчас многие белорусы делают так: машина — одна на семью, плюс каршеринг на подхват. Когда один на работе — другой берет машину через приложение. Когда машина в ремонте — спасает аренда. И всё это за счёт гибкости нового подхода к передвижению.
Итог? Автомобиль в 2025 году — это уже не только про владение. Это про выбор: платить за обладание или за удобство. И пока на светофоре горит зелёный — выбор за вами.