Центр Минска ждут серьёзные перемены. Причём настолько основательные, что их масштабы трудно переоценить. Общественное обсуждение изменений в детальный план реконструкции исторического ядра столицы стартовало 9 апреля — и продлится до 24 апреля включительно. В фойе администрации Центрального района (ул. Мельникайте, 6) уже размещены проектные материалы. Там же можно оставить замечания и предложения.
Фото из открытых источников
Но теперь — по порядку.
Речь идёт о территории, которую все мы хорошо знаем: участок в границах Свислочи, улиц Сторожевской, Янки Купалы, Интернациональной, Городского Вала, Романовской Слободы и Мельникайте. Центр Минска — то самое место, где гуляют туристы, назначают свидания, играют уличные музыканты, а по выходным стекаются толпы горожан.
Теперь этому району решили дать вторую жизнь. Цель? Сделать его уникальным, культурным и по-настоящему уютным — без высоток, деловых центров и промышленности. Производство, бизнес и транспорт собираются постепенно «вытеснить» за пределы центра, освободив место для зеленых зон, музеев, галерей, кафе, мостиков, пешеходных улиц и площадей.
Кстати, даже сам проект носит весомое название: «Внесение изменений в градостроительный проект детального планирования реконструкции, реставрации, восстановления и благоустройства исторического центра Минска». Простыми словами — хотят основательно перетрясти всю старую часть столицы.
План грандиозный. Из центра Минска хотят сделать туристический комплекс европейского уровня под рабочим названием «Минск-Центр». Почти 78 гектаров займет его «ядро». Главное — сохранить историческую планировку, натуральный ландшафт и общий дух места. Никаких стандартных панелек, «скворечников» и «муравейников». Только ансамбли, вписывающиеся в культурную ткань города.

Будет запрещено возводить типовую застройку. Высоткам — тоже нет. Зато пешеходные зоны, музеи, скверы, кафе на берегу Свислочи и новые мостики — будут. Плюс — подземный тоннель под площадью Свободы, разделение потоков туристов и местных жителей, чтобы улицы центра не превращались в транзитный коридор для машин.
Часть из задуманного уже воплощена. Например, квартал «Верхний город» активно благоустраивали в последние годы: шли работы по реставрации и реконструкции. То же касается и Троицкого предместья — оно тоже получило новую жизнь, хотя его границы в рамках проекта шире привычных. Здесь, в частности, вырос гостиничный комплекс Waldorf Astoria — он считается крупнейшей новостройкой в исторической части города за последнее десятилетие.
На Интернациональной улице строится многофункциональный комплекс с культурными и развлекательными объектами. Хотя стройка движется небыстро, её завершение запланировано до 2030 года.
В Раковском предместье уже появились новые здания, и работа продолжается. Там хотят воссоздать атмосферу старого Минска и переоборудовать обойную фабрику в культурный кластер с молодежным центром, подземными парковками и новыми административными зданиями.
На очереди — новый конгресс-холл в здании Дома профсоюзов на проспекте Победителей, 21.
До 2030 года в историческом центре Минска появится целый список объектов. Вот краткий (а на самом деле — обширный) перечень:
Пешеходные мосты, общественные пространства и даже реконструкция фрагмента городских земляных укреплений — всё это тоже заложено в проект.
Самые амбициозные задумки вынесены за горизонт 2030 года. Почему? Потому что требуют колоссальных ресурсов, времени и подготовки.
К 2067 году, к 1000-летию Минска, в городе появится площадь Тысячелетия — на месте Нижнего рынка. Там установят монументы, посвящённые ключевым событиям в истории города.
В районе Минского Замчища проектируется создание масштабного историко-культурного пространства. Планируют восстановить облик улицы Ново-Мясницкой и в целом вернуть «дух древнего Менска». Там же пройдёт новая улица и продлится Обойный переулок.

Главная фишка — музейный пешеходный тоннель под проспектом Победителей. Он соединит части комплекса «Минское Замчище» и станет настоящей археологической находкой: туристы смогут увидеть под землей аутентичные остатки древнего города.
Шесть цепочек соединят ключевые исторические районы:
Три из этих маршрутов — в планах после 2030 года. Так что пока мечтаем и следим за проектом.
Улицы Немигу и Богдановича ждёт сужение проезжей части — в пользу пешеходов и велосипедистов. Автомобили уйдут под землю: под площадью Свободы хотят построить тоннель, чтобы избавить исторический центр от лишнего трафика. В районе Орловки тоже планируют тоннель — так сказать, для равновесия.
Проект предполагает активное развитие велоинфраструктуры — чтобы и горожанам, и туристам было удобно.
Итак, у Минска грандиозные планы. Они охватывают всё: от археологии до урбанистики, от гастрономии до архитектуры. Проект впечатляет — и даёт надежду на то, что исторический центр станет не просто красивой декорацией, а живым, культурным, удобным и современным пространством.
Теперь главное — найти деньги, силы и время. Ну и не забыть поучаствовать в обсуждении. Потому что именно сейчас можно внести свои предложения — а не жаловаться потом.