Многие родители, сталкиваясь с подростковым возрастом ребенка задаются вопросами о его поведении, которое не могут понять. Почему он такой нервный или ленивый? Почему не убирает в комнате и не моется? Почему не спит по ночам или ест не в себя? Мы постарались разобраться, в причинах такого поведения, ведь ученые давно нашли объяснение.
Многие родители даже себя помнят в подростковом возрасте, и все эти проблемы, которые тогда проблемами не казались у сегодняшних взрослых были. Но ни тогда, ни сейчас, мы все равно не понимаем, а почему такое происходит.
Когда в доме растет подросток, то морально готовишься к самому худшему, ведь всем известно про этот «жуткий» переходный возраст. Но его особенности не такие страшные, если понимать причины этого поведения.
Каждой маме кажется, что если отобрать телефон и загнать в постель, то ребенок заснет и проснется в школу бодрым и счастливым, но, к сожалению, это не так. Особенности ночного бдения подростков лежат в изменении гормонального фона и циркадных ритмах.
Когда ребенок вступает в стадию полового созревания, то меняется весь гормональный фон. Выработка мелатонина, который отвечает за засыпание, сдвигается на позднее время, иногда вовсе к часу ночи. Позже, когда дети полностью повзрослеют, гормональный фон стабилизируется. Тогда мелатонин будет проявлять себя, как у взрослых, то есть в основном с 22.00 до 6.00. Но и это не гарантия.
Циркадные ритмы не всегда соответствуют биологическим ритмам. Организм приучается к определенному режиму, и выработка мелатонина начинается в определенный период. Поэтому так важно всегда ложиться и вставать в одно и то же время, чтобы не сбивать свою систему.
Ученые Броуновского университета провели исследование, которое доказало, что выработка мелатонина у подростков начинается поздно. При этом физиологически детям в этом возрасте все еще нужно спать 9-10 часов. А требования жизни не позволяют валяться в кровати до 9 утра. Получается проблема с хроническим недосыпанием. Мелатонин не вырабатывается, ребенок не может уснуть, а потом встает в школу, колледж или даже ВУЗ разбитым.
Даже если заставить подростка лечь в постель пораньше, то он не заснет. В некоторых учреждениях образования США приняли это все во внимание и старшеклассникам установили график, по которому занятия начинались в 9 часов утра. Это значительно повысило успеваемость и эффективность учебы.
Проблемы пищевого поведения встречаются у многих подростков. И не всегда это переедание, но именно потребность в большом количестве пищи физиологически обусловлена. Иные нарушения, как правило, носят психологический характер.
Многие родители сталкиваются с тем, как подростки начинают опустошать холодильник. Причем они могут быть худыми, но есть при этом «не в себя», могут оставить вас без ужина, а утром вы обнаружите пустой холодильник. Это нормальное явление для подростка по двум причинам: гормоны и рост.
В подростковом возрасте дети быстро растут. Девочки могут прибавлять в год по 5-20 сантиметров, а мальчики и вовсе по 10-30 см. Активный период у девушек начинается раньше, но и заканчивается тоже к 16-17 годам. А парни начинают рваться в высь позже, но тянутся до 18-20 лет. Для этого организму требуется много калорий и, что очень важно, белка. Например, мальчикам от 14 до 17 лет необходимо употреблять в пищу 3 тысячи ккал и 100 граммов белка, а девочкам в этом возрасте потребуется 2600 ккал и 90 г белка.
При этом в работу включаются гормоны – эстроген и тестостерон. На старте полового созревания они очень серьезно подстегивают аппетит, потому что требуют формирования тела. И если питание будет состоять из «пустых» калорий, а физические нагрузки отсутствовать, то может возникнуть набор лишнего веса. Но это не значит, что нужно сажать ребенка на строгую диету, нужно организовать как можно более сбалансированное питание и направить физическую активность подростка.
Кроме всего прочего существует такой гормон как грелин. Его особенность – это возбуждение аппетита. И если есть нарушения сна, то его выработка повышается, а подросток хочет кушать поздно вечером или ночью. В связи с тем, что дети часто не высыпаются, эта проблема весьма актуальна.
Нам кажется, что дети просто ленивые и безответственные. Не могут понять элементарных вещей, например, что нужно учиться и развиваться, чтобы получить хорошее образование, а затем начать зарабатывать нормальные деньги. Для взрослого все просто. Для ребенка, оказывается, нет.
Ученые из Гарвардского и Рочерстерского университетов провели исследование, которое показало, что подростки до 19-20 лет просто не в состоянии понять, что для достижения цели нужно приложить усилия. Все дело в том, что в возрасте 13-18 лет у людей начинается на=е только гормональная перестройка, но и переформирование нейронных связей мозга. Ученые в своем исследовании выяснили, что у подростков нарушены связи между префронтальной корой мозга и центрами мотивации и удовольствия.
Если действие простое и не требующее особых усилий с прямым получением приятных эмоций, то ребенок вполне им удовлетворяется. Съесть конфету, поиграть в интересную игру, пообщаться на волнующую тему, купить приятную вещичку, посмотреть захватывающий фильм, и прочие в моменте увлекательные вещи — мотивируют подростка. Но то, что является скучным и неинтересным, даже если в будущем гарантирует бонусы, даже значимые, не является мотиватором для деятельности.
В дальнейшем, к 19 годам, все связи восстанавливаются, люди начинают объективно понимать причинно-следственные связи и могут воодушевиться далекой перспективой, но не в подростковом возрасте. Поэтому дети не ленятся, они искренне не видят необходимости делать сейчас, чтобы получить потом. Чтобы мотивировать подростка нужны простые и увлекательные шаги.
То плачет, но смеется, то психует и хамит, то ластиться, то переживает, то дергается, то впадает в какое-то сомнамбулическое состояние. При всем этом часто закрывается, проявляет агрессию ко всему и совершенно себя не контролирует. Такое поведение знакомо многим родителям подростков.
Ответ на вопрос, почему так происходит, наверное, самый простой и знакомый многим. Дети в этот период переживают страшную гормональную бурю. Активизируется выработка десятков гормонов, которые влияют, в том числе, и на поведение. И все бы ничего, если бы дети умели с этим со всем управляться, но они только учатся.
Эмоциональная незрелость мозга и неумение справляться с нахлынувшими чувствами приводит к таким бурным реакциям. Если представить взрослого, на которого разом навалились все проблемы – безработица, отсутствие денег, болезнь своя и детей, смерть близких людей, а к этому добавится какая-то мелочь, вроде порванных штанов или разбитой чашки, — то это также вызовет очень бурную эмоциональную реакцию. У ребенка же все это происходит внутри. И это еще сложнее, потому что не понятно, что там навалилось и почему, как от этого избавиться и себе помочь.
Центральная нервная система незрелая, происходит вышеописанное «переформатирование» мозга, установление новых нейронных связей – и это добавляет в копилку. Потому дети нервничают, не могут адекватно реагировать на простые, казалось бы, вещи и уходят в себя, чтобы разобраться в самоощущениях.
Такая частая проблема, которую наблюдают родители как мальчиков, так и девочек – нежелание мыться, следить за своими вещами, убирать в комнате. Вы спотыкаетесь о разбросанные книги и кучи вещей, напоминаете про душ, когда чувствуете запах пота, и советуете погладить, а еще лучше постирать любимую футболку, а ребенок сопротивляется.
Это связано и с гормонами, и с процессами в мозге, а выражается в такой вот сепарации. Ребенок отделяется от вас и начинает сам принимать решения. И это, как правило, непопулярные решения. Неправильные, на ваш взгляд, решения. Радуйтесь, подросток взял ответственность на себя. Но пока не чувствует последствий. Помните про нарушенные связи между корой головного мозга и центрами мотивации? Они тут играют также важную роль. Пока что ваши сын или дочь не осознают необходимости, потому что это все отсроченные последствия.
Когда друзья станут держаться подальше из-за вони, когда в комнате они не смогут найти вещи, когда домашняя работа с претензией на «десятку» будет пожевана собакой, когда закончится посуда и некуда будет положить еду, когда должен будет прийти в гости друг…. Вот тогда, возможно, что-то начнет меняться. Скорее всего не сразу, потому что повторение – мать учения, но постепенно новые нейронные связи возникнут. И подросток сам примет решение, когда и как ему убрать в комнате, как часто принимать душ, как хранить одежду и когда ее стирать. Но он должен прийти к этому сам, родителям остается только иногда просить и говорить о своих чувствах.
Подростковый период – сложное время для родителей, но еще тяжелее самому ребенку. Для мамы и папы важно остаться ему друзьями и поддержкой. Тогда при взрослении, ваши сын или дочь будут знать, что вы рядом с ними и в самое сложное время к вам можно прийти.