Завершается учебный год и перед выпускниками 11-ых классов встанет вопрос сдачи ЦТ. Однако тревожиться уже поздно: как говорится, что выучили, то выучили. Те, кому еще только предстоит определяться с профессией, начинают зондировать предлагаемые специальности и условия поступления. Конечно, в первую очередь, нужно иметь знания и набрать необходимое количество баллов на тестировании. И тут решением все видят обращение к репетитору, который представляется гарантом успешного поступления на специальность мечты. Так ли все прозаично, мы поговорили с педагогом, репетитором английского языка Татьяной Ришко.
Фото из личного архива героини
— Я преподаватель высшей квалификационной категории с двадцатилетним стажем. Работала в школе, гимназии, колледже. Всё это время совмещала преподавание с репетиторством. Но три года назад у меня добавилась ещё одна работа: я завела блог в Инстаграмме. Делать все три работы качественно оказалось нереально, поэтому полностью ушла в репетиторство.
— Я работаю с абитуриентами как индивидуально, так и в группах. По опыту скажу: индивидуальная работа нужна либо сильно отстающему от программы ребёнку, либо гению. Для обычного абитуриента я вижу в групповом занятии только бонусы: соревновательный дух, поддержка, интерактив, более низкая стоимость и многое др. В моей практике была удивительная история, когда ученица написала входной тест с чьей-то помощью и по результатам попала в более сильную группу. Через время правда открылась, но на итоговом тестировании она показала куда более высокий результат, нежели я возлагаю на таких детей. Находясь среди сильных учеников, она старалась дотянуться до их уровня и в итоге выровнялась с ними. Мне нравится работать в группе. Это особая атмосфера, энергия и рост.
Что касается требования максимально подвести программу репетиторства к школьной, то я работаю по программам, установленным Министерством образования. Единственное не совсем понятно, как быть с подготовкой к олимпиадам, потому что там программа выходит за рамки школьной и требует индивидуальной работы.
Иностранные платформы для проведения занятий по последним данным все-таки будут разрешены.
— Я как положено прошла все стадии эволюции профессионального репетиторства. Начинала на втором курсе университета, ездила к ученикам на дом, затем стала принимать учеников у себя на кухне, что очень неудобно. Когда ты выходишь на профессиональный уровень, у тебя два варианта: организовать работу онлайн или снять отдельный кабинет. Что касается меня, то я жутко влюблена в онлайн формат. В период пандемии, когда все старались меньше контактировать друг с другом, начался массовый переход в онлайн. Вначале это было очень энергозатратно, потому что, когда ты работаешь онлайн, ты должен пробивать своей энергией камеру, «дотягиваться» до слушателя и это куда сложнее, чем вещать в классе напрямую. Первое время я проводила занятие, выключала камеру и начинала плакать, потому что чувствовала очень большое напряжение.
Но сейчас я вообще не ощущаю, что мы онлайн. Вижу эти пытливые глаза, они улыбаются, искрятся — и мне хорошо. Наблюдаю за мимикой и контролирую добросовестность выполнения заданий. Между тем, стараюсь не засиживаться в виртуальном мире, а практиковать совместные офлайн встречи. В идеале комбинировать оба формата и исходить из понимания целесообразности. Помимо преподавания предмета я стараюсь уделить внимание психологическому состоянию детей. У нас проходят встречи с психологом, потому что есть очень тревожные, мнительные ребята и как раз их мы стараемся поддержать.
— Трепетное отношение к результатам учеников. С каждым успеваешь подружиться, к каждому проникнуться, за каждого болеешь и, если вдруг что-то не так, то очень расстраиваешься. Я могла бы похвастаться безукоризненной двадцатилетней практикой. Однако прошлый год внес неприятную коррективу. Ученице для поступления на бюджет нужно было написать тест вообще без ошибок, либо с одной ошибкой. На репетиционном тестировании она делала одну ошибку, что вообщем-то было допустимо. А итоговое тестирование она написала с тремя ошибками, а это сразу меньше 90 баллов. На бюджет она не прошла, и мама обвинила меня. Я очень переживала и даже слегла с температурой на несколько дней – настолько сильным было потрясение.
— Однозначно может! Нужен план подготовки и железная дисциплина, чтобы придерживаться этого плана. Я лично знаю с десяток абитуриентов, которые готовились самостоятельно в течение учебного года. Для обобщения материала и морального успокоения они записывались ко мне на итоговый интенсив перед экзаменом и потом заслуженно получали свои 90-100 баллов.
— Тесты с каждым годом становятся легче по содержанию, а вот система оценивания строже. В английском языке самая строгая система оценивания. Ученик по уровню не отстает от 100-бальника, допустил 2 ошибки в части Б – получил 87 баллов. Первая цифра даже не 9 – несправедливо.
— У современных детей совершенно другое восприятие, клиповое мышление. Они не могут читать сложные документы, слушать какой-то длинный спич и с этим надо считаться. Информацию важно давать дозировано, подключать картинки, графику, диаграммы, квесты, квизы и любой другой интерактив. Должна быть частая смена деятельности. Современные дети очень притязательны в вопросах визуала, им важно, чтобы все было эстетично, обожают цитаты из фильмов или TikTok. Понятно, что ЦТ – это формальный экзамен и подготовка в каком-то смысле предполагает монотонный процесс, но если мы хотим, чтобы он был эффективным, то надо постараться.
— Средняя стоимость услуг репетитора по подготовке к ЦТ: 50-70 рублей индивидуальное занятие, 25-30 рублей занятие в мини-группе до 8 человек. Говоря о критериях выбора, важно прежде всего определиться, для каких целей берется репетитор. Если это повышение уровня разговорного языка, то лучше пойти к молодому, современному репетитору, который хорошо ориентируется в технологиях, следит за трендами и будет подавать информацию легко и интересно. Это подходит взрослым или детям младшего школьного возраста. Если стоит задача подготовиться к ЦТ, то лучше довериться профессионалу с многолетним опытом. Важно, чтобы такой педагог практиковал подготовку к ЦТ уже много лет и разбирался во всех тонкостях, знал содержание сборников тестов разных лет. Здорово, когда репетитор сам ходит на такие испытания, знает, как они проходят изнутри и может психологически настроить ученика на высокий результат. Желательно, чтобы педагог сам решал тесты на 100 баллов. Если бы я искала репетитора своему ребенку, то выбирала бы узкого специалиста, который сосредоточен на какой-то одной области, например, подготовке к ЦТ.
— Я беру на подготовку абсолютно всех и считаю, что все имеют право на знания. У меня есть группы посильнее, послабее и единственное, почему я могу отказать – это отсутствие мест. Сейчас кстати английский язык на первом месте по популярности по сдаче ЦТ. В этом учебном году я прям почувствовала это: у всех репетиторов уже с лета была полная запись. Летом у меня проходит бесплатное пред обучение, ребята учатся в свободном режиме и уже видно, кто настроен на серьезную подготовку, а кому это не нужно. С родителями таких ребят мы связываемся и обсуждаем, стоит ли продолжать обучение, если ребенок не замотивирован на учебу.
— Статистику не веду, но для меня очень ценны частные истории. Например, когда ученики становятся моими коллегами. Мне лестно, что я могу настолько влюбить детей в преподавание, что они решают пойти по моим стопам. Как-то ко мне обратилась мама девочки, у которой были сложности с иностранным языком, но также была мечта поступить в иняз. Где-то в другом месте ей посоветовали забыть об этом и выбрать другую профессию, а я взяла ее, и мы достигли хороших результатов. Девочка не только поступила, куда хотела, но и устроилась на работу по специальности.
Будучи молодым специалистом, я получала очень мизерную зарплату. Моя подруга, которая уехала работать танцовщицей в Эмираты, на тот момент зарабатывала в день столько, сколько я в месяц. И я долго советовалась, думала, не сменить ли мне профессию, потому что чувствовала, что много на ней не заработаю. И один умный человек мне как-то сказал: «делай то, к чему у тебя есть интерес, что у тебя хорошо получается и со временем это выведет тебя на хороший доход». Поэтому я учу детей не предавать свои интересы и на своем примере показываю, что если действительно добросовестно выполнять свою работу, то в конечном итоге это позволит неплохо зарабатывать.