Минск продолжает меняться. Одни районы обновляются точечно, другие — радикально. На этот раз речь о жилом массиве Лебяжий и территории, ограниченной улицами Денисовской, Маяковского, Аранской и железнодорожной линией Минск — Гомель. Архитектурно-градостроительный совет при главном архитекторе столицы рассмотрел поступившие от горожан замечания и предложения, высказанные в ходе общественного обсуждения детальных планировок этих территорий. Корреспондент агентства «Минск-Новости» собрал все детали, чтобы рассказать, как именно преобразятся эти уголки города в ближайшие годы.
Фото носит иллюстративный характер

Жилой район Лебяжий на сегодняшний день фактически завершен — все многоквартирные дома, заложенные проектом, построены и заселены. Однако у жителей по-прежнему остаются вопросы к социальной инфраструктуре, которая пока не дотягивает до нормативов. Так, обеспеченность детскими садами здесь составляет только 59 % от положенного уровня, а школами ситуация до недавнего времени тоже была напряжённой — показатель держался на отметке 70 %. Чтобы решить эти проблемы, детальный план территории был откорректирован. Теперь в него официально включено строительство новых объектов образования, здравоохранения, а также культурно-развлекательных и торговых заведений.
Согласно обновлённому проекту, в Лебяжьем в ближайшие годы появятся два дополнительных детских сада. Один из них построят на улице Мястровской, рядом с жилым комплексом «Лазурит» — сейчас там пустует свободная площадка, которая отлично подходит под это назначение. Плюс, рядом планируется оставить пространство для спортивных площадок и детских игровых зон.
Второе дошкольное учреждение разместится на улице Ильянской, по соседству с новой школой, которая открыла двери для учеников осенью прошлого года. Справа от этого учебного заведения появится здание культурно-просветительного назначения, а по другую сторону улицы, напротив детсада, планируется строительство поликлиники на 500 посещений в смену. Рядом с ней отведены участки под два дополнительных объекта — один торгово-бытового назначения, другой — общественного. Строительство детских садов и медицинского учреждения включено в первую очередь и должно быть завершено к 2028 году, остальные объекты планируется построить до 2033-го.
Во время обсуждения будущих преобразований минчане высказали ряд предложений о том, какие именно учреждения они хотели бы видеть в этих зданиях. Так, в одном из двухэтажных сооружений местные жители предлагают разместить супермаркет, кофейню, бар, аптеку, зоомагазин, магазины спортивных товаров, цветов, одежды, развлекательный центр, фуд-корт и открытый паркинг. Во втором аналогичном по этажности здании горожане хотели бы видеть банк, салон мобильной связи, фитнес-центр, ресторан, автомойку на несколько постов и подземный паркинг.
Что касается будущего объекта рядом с новой школой, то здесь предложения оказались ещё разнообразнее. По мнению жителей, было бы уместно разместить детский обучающий центр, творческие студии — например, музыкальную и изобразительного искусства, а также кафе, ресторан быстрого питания, кинотеатр, боулинг, спа-комплекс, бассейн и даже тир. Разработчики детального плана отметили, что все эти предложения в целом укладываются в назначение запланированных объектов, поэтому их вполне можно учитывать при последующем разработке градостроительных паспортов для будущих инвестиционных участков.
Ещё один волнующий местных жителей вопрос — возможная нехватка парковочных мест возле нового дома на улице Мястровской. Однако члены градостроительного совета заверили: таких проблем возникнуть не должно. По расчётам, суммарная обеспеченность жилого района машино-местами составляет 120 % от нормативного количества, что превышает плановый показатель примерно на 2 тысячи мест. Проблемы с парковкой здесь действительно случаются, но исключительно во время крупных мероприятий на «Минск-Арене», когда количество автомобилей резко возрастает. В обычные дни количество мест вполне соответствует потребностям.

Вторая территория, которую обсуждали на заседании, — это участок в границах улиц Денисовской, Маяковского, Аранской и полосы отвода железной дороги. Этот район относится к зоне смешанной высокоплотной жилой застройки. Сейчас здесь расположено 60 жилых домов, из которых более половины — многоэтажные, также есть несколько общежитий и 25 усадебных частных домов. Последние тянутся вдоль железной дороги, как раз в зоне её влияния.
Согласно проекту, все многоквартирные дома сохранятся, а вот частный сектор, как и планировалось ранее, подлежит сносу. Это связано с тем, что в будущем планируется добавить ещё одну железнодорожную полосу в направлении Осиповичей. Таким образом, сохранить частные дома в этой зоне уже не представляется возможным. Интересно, что ранее на месте усадеб предполагалось построить многоуровневые паркинги, но сейчас планы изменились. Вместо этого там решено выделить инвестиционные участки для строительства зданий общественного, коммунального и производственного назначения, в которых предусмотрят минимальные санитарно-защитные зоны. Речь идёт о площадях для объектов малого бизнеса и различных услуг. В новых зданиях должны будут предусмотреть встроенные гаражи, чтобы обеспечить необходимое количество парковочных мест.
Под снос также попадут и металлические гаражи, расположенные на этой территории. Вместо них проектом предусмотрен многоуровневый паркинг. Однако эта идея вызвала сомнения у членов градостроительного совета. По их словам, вряд ли в ближайшее время найдётся инвестор, готовый снести гаражный массив и вложиться в строительство паркинга. Вероятнее всего, реализацию этого пункта придётся отложить. Вместе с тем архитекторы согласились, что ситуацию вдоль железной дороги всё равно необходимо постепенно менять. Вид въездных территорий в центр города должен становиться современнее и опрятнее.
Жители также активно интересовались сроками сноса частных домов на улице Надеждинской и судьбой инвестора, который возьмётся за этот участок. По словам представителей совета, пока нет полной уверенности, что усадьбы удастся снести до 2030 года, как это предусмотрено в проекте детальной планировки. Не исключено, что этот процесс займёт больше времени.
По итогам заседания проект был рекомендован к утверждению, однако с одним важным условием — необходимо более чётко прописать, какие работы будут выполнены в первую очередь, а какие останутся на более поздний период, вплоть до 2030 года и далее. Такой подход позволит избежать неясности и лучше информировать жителей о реальных сроках преобразований в их районе.