Сегодня самая престижная кинопремия празднует свой 96 день рождения. Еще немного и «Оскар» станет 100-летним юбиляром. Путь, который был пройден, количество наград и достижений растет с каждым годом. Вспоминаем, как все начиналось и какие результаты у премии и ее участников сегодня.
Фото из открытых источников
Для того, чтобы родился ребенок, нужны любящие люди, хорошо, если это семья. Так вот «Оскару» повезло. Он родился в такой любящей семье – в Академии кинематографических искусств и наук. Формированием этого сообщества озаботился Луис Барт Майер. Он придумал, что нужно построить такую организацию, которая объединит актеров и других участников процесса создания кино, будет этакой профсоюзной ячейкой, посредником. А еще она должна будет выбирать лучших из лучших каждый год.
Академия была создана, потом был решен вопрос с премией. В 1928 году определили процесс выборов лучших в разных номинациях. Он был организован в виде трех этапов: голосование гильдий киноакадемии, потом подсчет голосов специальными судьями, а затем выбор победителей одним из членов профессионального сообщества.

Когда процесс стал понятен, настало время организации. Так в 1929 году впервые состоялась премия Академии кинематографических искусств и наук. Результаты этой и ряда последующих премий были известны заранее за несколько месяцев – никакой интриги. Это уже позже решили держать все до последнего в секрете.
Премия 1929 года состоялась в отеле Hollywood Roosevelt. Чтобы присутствовать на ней, достаточно было купить билет всего за пять долларов. Но и мероприятие не было столь глобальным, как сегодня. Всего 15 минут – и можно расходиться.

Название эта премия носила, да и носит официально на сегодняшний день «Премия Академии за заслуги». Но это имя так и не прижилось. А вот «Оскаром» она стала только в 1934 году.
Появлению имени поспособствовали в первую очередь скульптор Джордж Стэнли и дизайнер Седрик Гиббонсон. Они создали статуэтку, которую после навали Оскаром. Награда выглядит в виде рыцаря с мечом, который стоит на киноленте. Вес такого товарища 3,5 килограмма.
Назвать его Оскаром, по одному популярному варианту, решила актриса Бетт Дейвис. Она потом всюду популяризировала эту версию. Девушке этот рыцарь напомнил мужа, которого и звали Оскаром. Она назвала так награду, а после все подхватили. И вот уже у статуэтки есть имя, а после и премия стала «Оскаром», а не «Премией Академии за заслуги».

Самыми первыми фильмами, которые получили тогда еще не статуэтку, а только звание лучших, стала десятка кинолент. Сегодня, можно их посмотреть, чтобы вспомнить, а заодно и сравнить с тем, что мы видим на экране сегодня:
Также можно посмотреть фильм Чарли Чаплина «Цирк». Это был первый скандал, когда картина была снята с номинаций. С причинами все неясно, но предположительно все боялись, что Чарли Чаплин унесет все четыре награды в номинациях, куда попала эта лента.
Раз уж заговорили о том, что уже в первую премию была история с отстранением от номинации, то пойдем дальше и вспомним еще несколько лент, которых постигла та же участь.
Фильм «Хондо» Джона Фэрроу, 1953 года номинировали на «Оскар» как Лучший оригинальный сценарий. Но выяснилось, что он на самом деле никак не оригинальный, ведь нашлось произведение «Подарок Кошиз», которое легло в основу фильма.
В 1969 году лучшим документальным фильмом признали «Молодых американцев» Александра Грассхоффа. Но потом награду забрали и вручили другому номинанту. А все дело в том, что кино уже демонстрировалось годом ранее. Его показали на больших экранах в 1967 году. А условия позволяли номинировать только «свежие» ленты.

Скандальным вышел и 1973 год. Сразу двух «Оскаров» из 11 лишился фильм Фрэнсиса Форда Капполы «Крестный отец». Одну награду присудили за саундтрек, но потом отозвали, так как некоторые части музыкального сопровождения фильма, оказывается, уже были использованы композитором ранее для другой киноленты. Второго «Оскара» фильм лишился благодаря отказу самого номинанта, получившего награду за Лучшую мужскую роль. Марлон Брандо вообще не приехал на награждение, за него статуэтку получала некая индианка. Но она от имени актера отказалась от «Оскара» в качестве протеста актера против угнетения народов Африки.
Российский «Сибирский цирюльник» также отметился в скандале. Никита Михалков очень хотел получить «Оскара», но не успел выпустить фильм в прокат. Все бы ничего, но была организована симуляция показа неоконченного фильма. Так что его не просто сняли с состязания, но еще и подвергли остракизму.
Фильм Холловара Витсе «По ту сторону Атлантики» — короткометражка, которая пыталась прорваться на «Оскар» в 2012 году. Но повторила ту же историю, что и «Молодые американцы». Фильм показали на ТВ еще в 2010 году.
Брюс Бротон очень сильно, но рано радовался. Он написал песню к фильму «Один еще не одинок» и был номинирован. От этой новости он просто пришел в неописуемый восторг и стал рассылать благодарности организаторам. Те не оценили и назвали поступок давлением. Песню сняли с номинации.

С некоторых пор «Оскар» стал местом состязания не просто за награду, но и за их количество. Стали подсчитывать рекордсменов: кто чаще всего номинировался, а кому досталось больше статуэток?
За историю премии таких рекордов накопилось немало. Максимальным рекордсменами являются три фильма, которые умудрились не просто получить «Оскар», а целых 11 штук:
Каждому из них удалось практически невозможное.
Достойны наших аплодисментов и такие киноленты, которые взяли по пять «Оскаров», но не простых, а самых-самых. Несмотря на то, что в премии 24 номинации, пять из них считаются главными, которые получить невероятно престижно. Это те, что дают за лучшую режиссерскую работу, за лучшую киноленту, сценарий, лучшие мужскую и женскую роли. Взять все пять наград удавалось лишь избранным:
Рекордсменом по номинациям на данный момент является фильм «Ла-Ла Лэнд». Он был представлен сразу к 14 наградам, правда получил лишь 6.
А вот рекорд по количеству номинаций за все сезоны «Оскара» закрепился за Уолтом Диснеем. У него коллекция из 59 возможных наград. Впрочем, он же поставил рекорд и по реальному количеству «Оскаров», собрав целых 29 статуэток.
Актриса, которая чаще всего номинировалась как лучшая – это Мэрил Стрип. Всего за карьеру ее вносили в список 21 раз. Даже в Книгу рекордов Гиннеса записали. Правда реальных наград она получила только три, но, согласитесь, и это немало.
Лучшие сценарии строчит Вуди Аллен. Это подтверждается тем, что его 16 раз номинировали на «Оскар», в результате дали только три статуэтки, но все равно превзойти мастера пока никто не смог.

Но не всем оскароносным фильмам повезло в реальной жизни, то есть в прокате. Всем кажется, что если фильм получил заветную награду, то он будет популярным и выручит немало денег. К сожалению, это не всегда так. Да, таких «невезунчиков» мало, но они есть.
Самой неудачливой можно назвать киноленту «CODA: Ребёнок глухих родителей» 2021 года. Несмотря на то, что она получила награду как «Лучший фильм», она полностью провалилась. В кинотеатрах она собрала всего чуть больше 2 миллионов долларов, хотя вложено сюда было 10 млн. Это уже после «Оскара» фильм стал набирать популярность.
Плохо показали себя в прокате и такие фильмы как «Волшебник страны Оз» 1939 года (2 «Оскара»), «Хранитель времени» 2011 года (5 «Оскаров»), «Человек-волк» 2010 года (1 «Оскар»), «Почти знаменит» 2000 года (1 «Оскар»), «Гражданин Кейн» 1941 года (1 «Оскар»), «Бегущий по лезвию 2049» 2017 года (2 «Оскара»), «Парни что надо» 1983 года (4 «Оскара»), «Прерванная жизнь» 1999 года (1 «Оскар»), «Куда приводят мечты» 1998 года (1 «Оскар»), «Последний император» 1987 года (9 «Оскаров»), «Повелитель бури» 2008 года (6 «Оскаров»). Все эти фильмы были убыточными, в прокате многие не отбили затраты на съемки. Но результат работы оценили на премии. А зрителям пришло понимание потом, жаль, что «потом» не оплачивается.

Киноленты снятые советскими, российскими и белорусскими режиссерами тоже номинировались на премию, и не один раз. Некоторые из них даже получили «Оскар».
Самым первым советским художественным кино, которому удалось получить престижную награду, была «Война и мир» от режиссера Сергея Бондарчука. Лента стала оскароносной в 1969 году как лучший иностранный фильм.
Вторая лента, которая была не совсем советской, добыла премию в такой же номинации в 1976 году. Режиссура фильма была за японцем Акирой Куросава, а вторым режиссером стал советский Владимир Васильев. Это был фильм созданный совместно СССР и Японией на русском языке — «Дерсу Узала».
Третий «Оскар» в копилку добавил в 1981 году Владимир Меньшов и его кинолента «Москва слезам не верит» как лучшая на иностранном языке.
Также в номинации попали такие киноленты как:

А вот документальный фильм на «Оскаре» и вовсе появился благодаря СССР и Сталину. Он приказал отснять материал, который отразит сражение наших бойцов в обороне Москвы. А потом это все было смонтировано и показано союзникам. Вот тогда «Оскар» решили давать за документалистику. И первым его получил фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (1942). Режиссером, наверное, можно считать самого Иосифа Сталина.
Период постсоветского кинематографа оказался менее удачным для России. За все время только одному произведению удалось добыть «Оскар», как иностранному фильму — «Утомленным солнцем» Никиты Михалкова. Но были и номинации – «Кавказский пленник» Сергея Бодрова, «Вор» Павла Чухрая, «12» Никиты Михалкова, «Левиафан» и «Нелюбовь» Андрея Звягинцева.
А что же наши родные белорусские фильмы? «Оскаров» у нас пока нет. Но чем дальше, тем больше талантливых проектов создают в Беларуси. Поэтому есть номинации, которые реально достойно представляют страну в мировом кинематографе.
На самом деле наша страна не так часто выдвигала фильмы на премию. В 1994 году белорусско-французская кинолента «Я — Иван, ты — Абрам» претендовала на «Оскар», но в итоговый шорт-лист не вошла. Тоже самое случилось и с фильмом «Из ада в ад», который снимали совместно с Россией и Германией. После этого долгих 20 лет наша страна ничего не отправляла на «Оскар».
Решились сделать это в 2018 году, тогда фильм Дарьи Жук «Хрусталь» вошел в лонг-лист премии. Потом история повторилась с документальной лентой Анастасии Мирошниченко «Дебют», которая вошла в лонг-лист премии в 2019 году в двух номинациях.

В 2021 году Беларусь подала заявку с фильмом «Уроки фарси», но ее отклонили, так не нашлось подтверждения, что это белорусский фильм. На самом деле картина международная, а язык, используемый в нем специально придуманный.
Несмотря на свой уже почтенный возраст – 96 лет, «Оскар» сейчас полон сил и планов. Премия стала особенно престижной и еще долгие годы будет таковой оставаться. Беларуси остается только прорваться в шорт-лист и все-таки получить свой первый долгожданный «Оскар», но время еще есть, ведь премия не собирается прекращать свое существование.