В Минске произошло событие, которое эксперты уже называют знаковым для отечественной автомобильной промышленности. Во время открытия нового автоцентра Geely и BELGEE прошла презентация электрокроссовера Geely EX5 — модели, которая не только стала первой электрической машиной, собираемой в Беларуси, но и дала понять: страна готова участвовать в глобальном процессе перехода на «зелёное» транспортное будущее.
belta.by
На церемонии присутствовали не только представители автопрома, но и известные личности — летчик-космонавт Олег Новицкий и первая женщина-космонавт Беларуси Марина Василевская. Их участие подчеркнуло масштабность события, сравнимого с запуском нового направления в национальной промышленности.
Geely EX5 — это электрический кроссовер, созданный на базе китайской версии Galaxy E5. Это не просто переименованная модель, а полноценный продукт, адаптированный под европейские стандарты и предпочтения местных покупателей. Машина имеет современный дизайн, просторный салон и богатое оснащение, что делает её интересной как для семейного использования, так и для ежедневных поездок по городу.
Автомобиль предлагается в двух комплектациях — Pro и Max. Первая ориентирована на тех, кто ценит баланс между практичностью и технологиями, вторая — для тех, кто хочет получить максимум возможностей, включая дополнительные системы безопасности, панорамную крышу и увеличенную грузоподъёмность.
Среди ключевых характеристик — ёмкий аккумулятор на 60,2 кВт·ч, который обеспечивает запас хода до 430 км на одной зарядке (по циклу WLTP), мощный двигатель в 218 л.с. и возможность быстрой зарядки через разъёмы Type 2 и CCS Combo 2. Последнее особенно важно, ведь именно эти порты сегодня наиболее распространены на зарядных станциях Беларуси.
Как отметил директор СЗАО «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский, сборка Geely EX5 пока идёт по технологии DKD (крупноузловая). Однако компания уже работает над переводом производства на более масштабный уровень — мелкоузловую сборку. Это позволит не только повысить объёмы выпуска, но и сделать модель ещё доступнее для местного потребителя.
По словам специалиста, сейчас перед предприятием стоит задача выйти на выпуск более тысячи экземпляров в год. Пока что с конвейера сошло уже 169 машин, которые отправились в дилерскую сеть. В планах — расширение продаж как внутри страны, так и за её пределами, в том числе на российском рынке.

Geely EX5 нельзя назвать спорткаром, но в повседневной городской среде он чувствует себя уверенно. Управление автомобилем интуитивно понятно, а благодаря низкому центру тяжести и хорошо настроенной подвеске машина демонстрирует стабильное поведение даже на извилистых участках. Особое внимание заслуживает салон. Он просторный, удобный и при этом лишён излишней вычурности. В наличии всё необходимое: регулируемый руль, массаж и обогрев передних кресел, климат-контроль, мультимедийная система с русским интерфейсом и поддержкой подключения смартфонов.
Комплектация Max дополнительно предлагает панорамную крышу, систему объемного звука, продвинутые ассистенты безопасности и функцию удержания полосы. При этом даже в базовой версии водителю и пассажирам будет комфортно — предусмотрены обогрев всех сидений, достаточное количество мест для хранения вещей и вместительный багажник.
Пока сложно сказать, станет ли Geely EX5 лидером продаж, но предпосылки для этого есть. По оценкам экспертов, цена модели — Br73 900 — выглядит вполне конкурентоспособно, особенно если учитывать официальную гарантию на 6 лет и насыщенное оснащение. К тому же, производство в Беларуси может стать преимуществом по сравнению с параллельно импортируемыми аналогами. Некоторые автолюбители могут быть обеспокоены шумными системами безопасности, которые реагируют буквально на каждое движение автомобиля. Но это скорее особенность современных электромобилей, чем конкретный недостаток Geely EX5.
Разговор о перспективах электрокаров в Беларуси невозможно вести без связи с мировыми трендами. Сегодня во многих странах Европы и мира активно развивается инфраструктура для зарядки электромобилей, снижаются цены на аккумуляторы, а производители инвестируют миллиарды в развитие «чистого» транспорта. В этой ситуации Беларусь находится на перепутье: можно продолжать зависеть от импорта, а можно сделать ставку на собственное производство и начать формировать внутренний рынок электромобилей. Пример Geely EX5 показывает, что такие шаги уже делаются, пусть и осторожно.
Сейчас у страны есть уникальная возможность воспользоваться налоговыми преференциями и развитием партнёрских связей с китайскими автопроизводителями. Если государство и бизнес будут действовать слаженно, то уже через несколько лет электромобили станут привычным явлением на белорусских дорогах. С каждым годом технологии становятся совершеннее, батареи – емче, а цены – доступнее. И хотя машинам с двигателями внутреннего сгорания еще рано отправляться на покой, очевидно, что будущее все больше за электричеством. Шаг, сделанный с запуском сборки Geely EX5, показывает, что Беларусь намерена быть не просто наблюдателем, а активным участником этого будущего. Время покажет, насколько успешным окажется этот старт, но заявка сделана серьезная.