18 мая граждане Польши сделают важный выбор – они определят, кто станет следующим президентом страны. От исхода этого события во многом зависит, сможет ли нынешнее проевропейское правительство Дональда Туска реализовать свои планы по реформированию страны. Нынешний президент Анджей Дуда, связанный с предыдущей консервативной властью, нередко использовал свое право вето, тормозя инициативы нового кабинета. Поэтому предстоящее голосование обещает быть напряженным и значимым не только для самой Польши, но и для всей Европы.
reuters.com
Хотя список кандидатов насчитывает более десятка имен, основная борьба, по мнению большинства наблюдателей, развернется между несколькими ключевыми фигурами. Явным фаворитом считается Рафал Тшасковский, нынешний мэр Варшавы и видный член правящей партии «Гражданская платформа». Ему уже доводилось участвовать в президентской гонке в 2020 году, где он лишь немного уступил действующему президенту Дуде. Тшасковский выступает за увеличение расходов на оборону до 5% ВВП, либерализацию законодательства об абортах и укрепление позиций Польши в Европейском Союзе. Интересно, что, будучи представителем либерального крыла, он делает и заявления, направленные на привлечение более консервативных избирателей, например, предлагая ограничить социальные выплаты для украинских беженцев: только для тех, кто работает и платит налоги в Польше.
Его главным оппонентом называют Кароля Навроцкого, историка, возглавляющего польский Институт национальной памяти. Навроцкий идет на выборы как независимый кандидат, однако пользуется поддержкой предыдущей правящей партии «Право и Справедливость». Его программа включает снижение налогов, выход из Миграционного пакта ЕС и так называемого «Зеленого курса», а также критическое отношение к расширению прав представителей ЛГБТ. Как и Тшасковский, он поддерживает идею увеличения оборонных расходов до 5% ВВП. Навроцкий в своих выступлениях часто апеллирует к историческому прошлому Польши, проводя параллели с текущими вызовами, особенно в контексте миграции и безопасности.
Определенную интригу в предвыборный расклад вносит Славомир Ментцен, кандидат от крайне правого объединения «Конфедерация». Этот 38-летний налоговый консультант известен своей резкой критикой государственного регулирования. Его ключевые предложения – это значительное снижение налогов, выход из «Зеленого курса» ЕС и противодействие расширению прав сексуальных меньшинств. В вопросах внешней политики Ментцен считает, что Польша должна избегать чрезмерных военных или финансовых обязательств в контексте российско-украинского конфликта и ставить во главу угла национальный суверенитет, в том числе приоритет польской конституции над законами ЕС. Его популярность, особенно среди молодежи и жителей небольших городов, заметно выросла в последнее время.
Среди других заметных кандидатов – спикер Сейма Шимон Головня, представляющий центристское движение «Польша 2050», входящее в правящую коалицию. Его программа делает акцент на региональном развитии, улучшении общественного транспорта и доступности жилья. Левый фланг представлен несколькими кандидатами, из которых наиболее высокие рейтинги у Магдалены Беят, вице-спикера Сената. Она является активной сторонницей прав женщин и меньшинств, выступает за доступность абортов и решение социальных проблем, таких как бедность и доступность жилья.

Нынешняя избирательная кампания в Польше проходит под знаком повышенного внимания к вопросам безопасности. Это неудивительно, учитывая продолжающийся конфликт в соседней Украине и напряженную ситуацию на границе с Беларусью. Практически все кандидаты так или иначе затрагивают эту тему, обещая укреплять обороноспособность страны. Вопрос поддержки Украины и отношения к украинским беженцам также стал одним из центральных.
Как уже упоминалось, даже либеральные кандидаты вынуждены корректировать свою риторику, чтобы не терять голоса избирателей, обеспокоенных миграционными вопросами. Эксперты отмечают, что такая стратегия правящей коалиции, направленная на перехват повестки у правых сил, может иметь и обратный эффект, так как избиратели в итоге могут предпочесть «оригинал» его «облегченной версии».
Не обходится кампания и без скандалов. Так, Кароля Навроцкого обвиняли в неэтичном получении квартиры от пожилого соседа, а Рафала Тшасковского – в возможном незаконном финансировании его кампании через неправительственную организацию. Подобные истории, активно обсуждаемые в СМИ, лишь добавляют остроты и без того напряженной борьбе. Кроме того, как отмечают некоторые наблюдатели, якобы существует серьезная угроза российского дезинформационного влияния и кибератак, нацеленных на дестабилизацию ситуации в стране.

Согласно последним опросам, Рафал Тшасковский лидирует, однако его отрыв от Кароля Навроцкого не настолько велик, чтобы говорить о предопределенности исхода. Скорее всего, победитель определится во втором туре, который, если потребуется, состоится 1 июня. Победа Тшасковского значительно укрепит позиции правительства Дональда Туска, позволив ему более эффективно проводить намеченные реформы без опасений президентского вето. Это, в свою очередь, может означать более тесное сотрудничество Польши с Европейским Союзом, в том числе в сфере обороны и общей внешней политики.
Польша, как одна из крупнейших стран ЕС, играет важную роль в регионе, и ее политический курс имеет значение для всего блока. Если же победу одержит Навроцкий, можно ожидать продолжения политического противостояния между президентом и правительством, что может затруднить принятие важных решений и усилить внутренние разногласия.
Победа наиболее вероятного кандидата, Рафала Тшасковского, скорее всего, не приведет к кардинальным изменениям в сложных отношениях между официальной Варшавой и Минском, но может их несколько упорядочить в рамках общей линии ЕС. Правительство Дональда Туска уже демонстрирует достаточно жесткую позицию по отношению к Беларуси, особенно на фоне миграционного кризиса, который, по мнению Варшавы и Брюсселя, был искусственно создан белорусскими властями.
Тшасковский, как проевропейский политик, вероятно, будет придерживаться этой же линии, поддерживая санкционную политику ЕС и выступая за перемены в Беларуси. Ожидать какого-либо потепления или отхода от принципиальной позиции вряд ли стоит. Скорее, можно прогнозировать дальнейшую координацию действий с европейскими партнерами по белорусскому вопросу. Стабильность и предсказуемость восточного соседа остаются для Польши одним из ключевых приоритетов национальной безопасности.
Предстоящие выборы – это действительно момент истины для Польши. От выбора граждан будет зависеть не только внутреннее развитие страны на ближайшие пять лет, но и ее роль на международной арене, в том числе в контексте региональной безопасности и отношений с соседями.