Когда-то зарядка электромобиля казалась делом утомительным: найди свободную станцию, дождись своей очереди, подсоедини кабель и жди, пока аккумулятор наберёт силы. Сегодня инженеры по всему миру ставят перед собой куда более амбициозную задачу — заряжать машины прямо на ходу, без проводов и остановок. Да-да, дорога, которая сама даёт энергию автомобилю. Фантастика? Уже нет.
Фото из открытых источников

В основе технологии лежит принцип магнитной индукции — тот самый, что давно используется в беспроводных зарядках для смартфонов. Только вместо миниатюрных катушек в зарядной станции — крупные силовые элементы, встроенные в дорожное полотно. А приемник устанавливается непосредственно на днище электромобиля. Энергия от катушек передается аккумулятору бесконтактно, без проводов и разъемов.

По обочинам устанавливаются блоки управления, которые контролируют процесс, а сами зарядные дорожные модули активируются только тогда, когда по ним проезжает соответствующий транспорт.


Первые попытки внедрить технологию бесконтактной зарядки касались стоячих машин — например, на парковках возле офисов или жилых домов. Но логичным продолжением стало внедрение системы прямо на дорогах общего пользования.
Один из первых реальных примеров — проект израильской компании Electreon, которая в 2020 году проложила опытный участок длиной 1,9 км в Тель-Авиве. Во время движения по нему заряжались Renault Zoe и пассажирский автобус. Эффективность зарядки на ходу тогда достигла 91%. Испытания показали, что система справляется и в движении, и в любых погодных условиях.
Следом подтянулись и шведы. В 2021 году в Швеции испытали зарядку для 40-тонного электрического грузовика на дороге длиной 1,65 км. Причём, заряжали многотонник на скорости до 60 км/ч, и даже лед с снегом на покрытии не мешали стабильности передачи энергии.
На деле это продолжение той работы, что в Швеции ведется с 2018 года. Там уже существует первая рабочая электродорога длиной 1,9 км, которая соединяет стокгольмский аэропорт с крупным логистическим хабом.
Если кто и верит в бесконтактные дороги, так это шведы. К 2030 году страна планирует электрифицировать 20 тысяч километров дорог — это около 5% от всей дорожной сети. А заодно довести долю транспорта, не использующего ископаемое топливо, до 70%.
Один из главных игроков этой гонки — стартап Elonroad. Несмотря на очевидную ассоциацию с именем Илона Маска, название компании происходит от шведского слова el, что значит «электрический».
В отличие от большинства конкурентов, которые делают ставку на беспроводную индукцию, Elonroad использует принцип контактной зарядки через встроенные в дорогу алюминиевые полосы. Специальный ползунок на автомобиле опускается на эти рельсы во время движения и автоматически отсоединяется, когда машина их покидает. Причём, такая система уже показала свою эффективность на дорогах Лунда, небольшого университетского городка на юге страны.
— «В электромобилях мы вынимаем бензобак и ставим аккумулятор. Но зарядная инфраструктура до сих пор выглядит как старая АЗС. А ведь можно передавать энергию в потоковом режиме, как музыку», — объясняет глава Elonroad Карин Эббингхаус.
По последним расчётам, 1 километр такой электродороги обходится примерно в €1 миллион. С одной стороны, сумма немаленькая. С другой — учитывая, что переход на электротранспорт потребует инвестиций и в зарядные станции, и в расширение электросетей, бесконтактные дороги могут стать логичным элементом будущей инфраструктуры.
Эббингхаус признаёт: по мере того как технологии аккумуляторов развиваются и электромобили учатся проезжать всё большие расстояния без подзарядки, необходимость в таких дорогах может снизиться. Но если представить, что в перспективе весь общественный и коммерческий транспорт станет электрическим, вопрос нехватки зарядных станций станет особенно остро. А значит, дороги-зарядки останутся востребованными.
Кроме Elonroad и Electreon, в электродорожную гонку уже включились и крупные игроки. Так, Siemens занимается проектами по электрификации воздушных линий над дорогами — по принципу городских троллейбусов. В Европе уже реализовано несколько тестовых участков.
Во Франции, например, сейчас строится 40-километровый опытный участок электродороги недалеко от Парижа. Если испытания пройдут успешно, к 2030 году там планируют построить 3–4 тысячи километров таких трасс.
Elonroad, как и большинство стартапов в этой сфере, сталкивается с большими затратами. За 2022 год убыток компании составил 12,6 млн шведских крон (около $1,2 млн). Но в 2023-м они ожидают выручку в €3 млн, а к концу 2024 — уже €7 млн. Компания активно ищет инвестиции — около €10 млн на развитие производства и инфраструктуры.
Интересно, что помимо дорог общего пользования, Elonroad предлагает свои технологии для закрытых промышленных объектов — портов, фабрик, логистических центров, где машины двигаются по фиксированным маршрутам. Это позволяет быстро внедрять решения без сложных бюрократических процедур.
С 2035 года Евросоюз планирует запретить продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, а значит — потребность в быстрой, надёжной и компактной зарядной инфраструктуре станет вопросом номер один. И тут электродороги, способные подзаряжать автомобили прямо на ходу, без остановок и очередей, вполне могут занять свою нишу.
Да, пока эта технология дорогая. Да, её сложно масштабировать. Но, как показывает практика, в транспортной истории побеждают те, кто первым делает ставку на новую идею.
Так что, возможно, уже через десять лет фраза «заправить машину» будет звучать странно. А поездка на электричке от Минска до Бреста на собственном электромобиле станет не только привычной, но и максимально комфортной — без необходимости останавливаться на подзарядку.