22 мая — день создания Третьяковской галереи. Со дня основания крупнейшего в СНГ музея изобразительного искусства прошло 169 лет.
Фото из открытых источников
История Третьяковской галереи начинается в середине XIX века и связана с деятельностью русского коллекционера и мецената Павла Третьякова.
Павел Третьяков начал собирать русское искусство еще в 1850-х годах. Его целью было сохранить и популяризировать национальное искусство, особенно произведения русских художников. К 1856 году Третьяков уже имел значительную коллекцию живописи, которая постепенно росла за счет приобретений и пожертвований.
В мае 1857 года Третьяков организовал первую выставку своих коллекций, что стало важным событием для развития русского искусства.
В 1880 году Павел Третьяков решил создать специально предназначенное для хранения и экспонирования своей коллекции здание. В 1881 году по его инициативе было построено здание на Лаврушинском переулке в Москве, проект которого разработал архитектор Владимир Шервуд.
Перед смертью в 1892 году Третьяков завещал свою коллекцию Москве с условием создания музея русского искусства. В 1892 году его наследие было передано городу, и на его основе была открыта публичная галерея.
Первое официальное открытие Третьяковской галереи состоялось в 1893 году. С тех пор она постоянно расширяется, пополняется новыми экспонатами и становится центром русского искусства.
В настоящее время Третьяковская галерея занимает важное место в культурной жизни России и мира как один из крупнейших музеев русского искусства. Активно продолжает пополнять свои фонды произведениями как классических, так и современных авторов. В её коллекции представлены работы от древнерусской иконописи до ныне живущих художников.
Галерея активно участвует в международных выставках и культурных проектах, что способствует популяризации русского искусства за рубежом.
В последние годы были проведены масштабные реставрационные работы, модернизация выставочных залов и создание новых пространств для временных выставок и мероприятий.
Третьяковская галерея активно развивает свои цифровые ресурсы: виртуальные туры, онлайн-выставки, базы данных произведений искусства, что делает её доступной для широкой аудитории по всему миру.
Галерея реализует разнообразные образовательные проекты, лекции, мастер-классы и научные конференции для разных возрастных групп.
Помимо основной функции хранения и экспонирования произведений искусства, Третьяковская галерея является центром культурных событий, фестивалей, научных исследований и общественных инициатив.
Кроме основного здания на Лаврушинском переулке в Москве, существуют филиалы — например, «Музей живописи XVIII–XIX веков» на Крымском Валу и другие объекты, расширяющие возможности для посетителей.
Таким образом, история создания Третьяковской галереи связана с личной инициативой Павла Третьякова по сохранению и популяризации русского искусства, а также с его щедрым вкладом в развитие культурной жизни Москвы и России в целом.
Знаменитые и уникальные картины в коллекции Третьяковской галереи:
Эпическая картина, изображающая фигуру боярыни Морозовой в контексте исторических событий.

Шедевр, отражающий драматический момент трагедии в жизни царя.

Известная портретная работа, отличающаяся мастерством исполнения и тонкой передачей характера модели.

Провокационная и мистическая картина, являющаяся одним из ключевых произведений русского символизма.

Портрет считается одним из редких и ценных образцов портретного искусства эпохи Ренессанса в России и Восточной Европе. Он отражает стиль и художественные традиции того времени.

Картина изображает трёх богатырей — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича — героев русских былин, символов силы, мужества и защиты Родины. Картина стала олицетворением национального духа и богатырской славы. Работа отличается мастерством живописи, яркой колористикой, динамичностью композиции и выразительностью образов. Виктор Васнецов создал мощный образ русской мифологии и фольклора, сочетая реализм с элементами романтизма.

Всего в галерее находится 190 тыс. экспонатов. Некоторые картины являются уникальными, не имеющими аналогов в других музеях. В коллекции есть произведения выдающихся художников: Врубеля, Шишкина, Малевича и других. Стоимость билета составляет 26 белорусских рублей (700 российских).
Портрет был повреждён художником и политическим активистом. Он нанес на полотно несколько ударов ножом или другим острым предметом. Мотивы акта вандализма остаются предметом исторических спекуляций. Некоторые исследователи считают, что это был протест против изображения царя как жестокого тирана или выражение политических взглядов протестующих. Другие предполагают личные мотивы или эмоциональный всплеск. Картина получила серьёзные повреждения: были прорезаны участки полотна, что требовало дорогостоящей реставрации. Впоследствии произведение было восстановлено специалистами, и его экспонирование продолжилось.
В 2003 году неизвестно лицо приобрело на блошином рынке картину неизвестного голландского художника. Покупателю показалось, что картина очень напоминает известную работу Ивана Шишкина «Горный ручей. Это подтолкнуло его к махинациям: он стер имя автора, подправил некоторые детали и отправил его на экспертизу в Третьяковскую галерею. Эксперты не заметили подлога и выкупили полотно. Вскоре оно было выставлено на аукционе Sotheby’s в Лондоне. Через время обман раскрылся и картину изъяли из продажи.
В Третьяковской галерее на Крымском валу проходила выставка «Русский поп-арт». Гостей возмутила одна из работ «Икона-икра». Черная мозаика, напоминающая икру, повторяла силуэт Девы Марии с младенцем. Сотни москвичей написали петицию с требованием убрать картину, потому что она служит насмешкой над религиозными постулатами, где в центре – благочестие, смирение и отказ от излишеств.
Инцидент был зафиксирован в том же филиале галереи на Крымском валу. Директор уличил персонал в спекуляции с билетами на выставку Ивана Айвазовского. Виновные были уволены.
Пьяный посетитель нанес несколько ударов по картине, повредил стекло и само изображение. Сумму ущерба оценили в 30 млн российских рублей. Восстанавливали ее целых шесть лет. Теперь работа хранится в специальной капсуле в зале, посвященном достижениям реставрации. Виновный в вандализме сел в тюрьму сроком на 2,5 года.
Руководство галереи придумало странное правило, согласно которому посетителям запрещалось разговаривать во время визитов в галерею. Тут стоит отметить, что значение имел предмет разговора – нельзя было говорить о представленных картинах. Так старались бороться с несанкционированными экскурсиями и незаконным обогащением. В ответ на это нововведение поступило множество жалоб.
Мужчина похитил карину «Ай-Петри. Крым» русского художника Архипа Куинджи. Сигнализация по какой-то причине не сработала. Виновного поймали, тот сослался на сложные жизненные обстоятельства. Не сработало – дали 3,5 года тюрьмы.