Президент Беларуси Александр Лукашенко 27 мая подписал указ, вносящий изменения в прежний документ от 3 октября 2006 года № 589 «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок». Новый указ касается порядка организации парковочного пространства, условий пользования парковками и перечня льготников, которые смогут оставлять свои машины бесплатно.
Фото носит иллюстративный характер
Одно из главных новшеств — отменяется обязательное требование оборудовать платные парковки специальными устройствами, которые фиксируют время пребывания автомобиля на стоянке и автоматически рассчитывают сумму оплаты. Кроме того, больше не понадобится устанавливать так называемые технические средства ограничения выезда — шлагбаумы, блокираторы и прочие устройства, которые не позволяли водителям покинуть парковку, если они не внесли оплату.
Теперь всё это — дело добровольное и на усмотрение владельцев парковочных пространств. Парковки по-прежнему смогут быть как бесплатными, так и платными, но оснащение их дорогостоящим оборудованием станет необязательным. Это, по замыслу властей, должно облегчить организацию парковочного хозяйства, сократить издержки на содержание стоянок и сделать систему более гибкой.
Отдельным пунктом в документе определён перечень транспортных средств, за парковку которых плата взиматься не будет. Бесплатно оставлять машины на парковках смогут автомобили оперативного назначения — это транспорт, задействованный в обеспечении обороны страны, охране общественного порядка, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказании медицинской помощи (в том числе машины скорой помощи), а также транспорт национального оператора почтовой связи. Помимо этого, в список льготников попали ещё некоторые категории, которые установит Совет Министров.
Как и раньше, бесплатными останутся парковки, расположенные возле рынков, торговых центров, магазинов, объектов культуры, спорта и социальной сферы. Это значит, что, приехав за покупками или на концерт, автомобилисты смогут припарковаться у этих объектов без оплаты.
По словам представителей властей, обновлённый указ направлен на то, чтобы уменьшить транспортную нагрузку на центральные районы белорусских городов, снизить уровень загрязнения воздуха в столице и крупных населённых пунктах, а также повысить эффективность использования парковочного пространства. Дополнительно власти надеются, что изменения помогут упорядочить плату за парковку и дисциплинировать автовладельцев, которые часто оставляют машины на запрещённых или неоплаченных местах.
Порядок работы автопарковок и правила взимания платы за их использование теперь будет разрабатывать и утверждать Совет Министров. Именно он определит, где и на каких условиях будут работать платные и бесплатные стоянки, каким будет тариф, а также кто ещё получит право на бесплатную парковку.
Важно отметить, что новые нормы вступят в силу не сразу. Документ предусматривает переходный период — три месяца с момента официального опубликования указа. За это время парковочные хозяйства и ответственные службы смогут подготовиться к изменениям, а автомобилисты — ознакомиться с новыми правилами.
Таким образом, Беларусь переходит на более современную и гибкую систему организации парковочного пространства, которая, как надеются чиновники, позволит решить часть городских транспортных проблем и сделает пользование парковками удобнее как для водителей, так и для муниципальных служб.