Когда в одной части мира гремят взрывы, эхо от них разносится по всей планете, но слышнее всего его в кошельках обычных людей. Военный удар США по иранским ядерным объектам мгновенно всколыхнул мировые рынки. Еще до официального открытия торгов цены на нефть поползли вверх, а биржевые индексы — вниз. Это не просто паника финансистов. Это трезвый расчет, показывающий, насколько хрупок наш взаимосвязанный мир и как сильно локальный конфликт может ударить по глобальной экономике. В центре всеобщего беспокойства оказалась узкая полоска воды, от которой зависит благополучие миллионов, — Ормузский пролив.
cnbc.com
Чтобы понять масштабы возможной катастрофы, не нужно быть экономистом. Достаточно взглянуть на карту. Ормузский пролив — это тонкая водная артерия, соединяющая Персидский залив с остальным миром. Через это «бутылочное горлышко» ежедневно проходит около двадцати процентов всей потребляемой на планете нефти. Иран, один из главных участников конфликта, контролирует северный берег этого пролива. Именно поэтому первая же мысль, которая посетила инвесторов и политиков после американских ударов, была об этой стратегической точке.
Главный страх заключается в том, что в ответ на агрессию Иран может попытаться ограничить или полностью перекрыть движение танкеров через пролив. Такой шаг мгновенно вызовет дефицит нефти на мировом рынке и, как следствие, — неконтролируемый рост цен. Впрочем, многие эксперты и политики считают такой сценарий маловероятным. Так, госсекретарь США Марк Рубио назвал возможную блокаду пролива актом «экономического самоубийства» для самого Ирана. Ведь через этот же путь Тегеран отправляет свою нефть главному торговому партнеру — Китаю. Прекратить поставки — значит лишить себя основного источника дохода в и без того сложное время.
Хотя полная блокада и кажется крайней мерой, финансовые рынки всегда готовятся к худшему. Реакция последовала незамедлительно: мировые цены на нефть в первые часы после новостей подскочили на 4%. По словам Энди Липоу, президента консалтинговой фирмы Lipow Oil Associates, если экспорт нефти через Ормузский пролив серьезно пострадает, мы легко можем увидеть цену в сто долларов за баррель. Для рядового американского потребителя это будет означать рост цен на бензин на 75 центов за галлон. В самом пессимистичном сценарии, при котором нефть подорожает до 120 долларов, цена на заправках может подскочить на целый доллар и 25 центов.

При этом, как поясняет Липоу, для создания хаоса не обязательно полностью перекрывать пролив. Любые действия, которые заставят танкерные компании из соображений безопасности сократить свое присутствие в регионе, уже будут означать «фактический сбой поставок». И признаки этого уже появились: военно-морской флот Великобритании зафиксировал в проливе «электронные помехи», а спутниковые данные показали, что как минимум два супертанкера развернулись на полпути и покинули опасную зону. Аналитики из Eurasia Group считают, что полномасштабная атака Ирана на судоходство маловероятна из-за мощного военного присутствия США в регионе. Однако они почти не сомневаются, что в ближайшие дни мы увидим усиление «преследований» и провокаций в отношении коммерческих судов.
В этой сложной партии у мирового сообщества есть несколько козырей. И главный из них — Китай. Понимая, что Пекин зависит от поставок через Ормузский пролив не меньше, чем сам Иран от их продажи, госсекретарь Рубио открыто призвал китайское правительство повлиять на своего партнера. Ведь Китай — самый важный покупатель иранской нефти и поддерживает с Тегераном дружеские отношения. Экономическая логика подсказывает, что Пекину абсолютно невыгоден кризис, способный парализовать его импорт.

Тем временем в самом Иране звучат воинственные заявления. Государственные СМИ сообщили, что парламент страны поддержал идею закрытия пролива, хотя окончательное решение остается за высшим советом национальной безопасности. Это может быть как реальной угрозой, так и элементом политического торга. США, со своей стороны, напоминают, что их Пятый флот базируется в Бахрейне и его главной задачей является защита судоходства. Боб Макнелли, основатель Rapidan Energy и бывший советник президента Буша по энергетике, предупреждает, что рынок может недооценивать риски. По его мнению, Иран способен нарушать судоходство не часами или днями, как многие думают, а неделями и даже месяцами. И хотя США в итоге одержат верх в военном противостоянии, это «не будет легкой прогулкой».
Сейчас мир замер в ожидании. Иран оценивает ущерб, нанесенный его ядерным объектам, и обдумывает ответный ход. Инвесторы нервно следят за графиками цен, пытаясь предугадать будущее. Эта ситуация — яркое напоминание о том, что в XXI веке не бывает локальных войн. Любой выстрел на Ближнем Востоке рикошетом бьет по всей мировой экономике, доказывая, что стабильность — это общее и очень хрупкое достояние.