Мезоамериканская игра в мяч, или тлачтли — это не просто вид спорта, это важный аспект культурной и религиозной жизни древних цивилизаций Центральной Америки, таких как Майя и Ацтеки. Игра в мяч имела не только развлекательный характер, она заключала в себе глубокое символическое значение, отражая социальные, политические и религиозные аспекты общества.
Фото из открытых источников
Игра в мяч имеет древние корни и считается одной из старейших командных игр в мире. Археологические находки показывают, что игра существовала, как минимум, за 3000 лет до нашей эры. Первые упоминания об игре были обнаружены в руинах ольмеков, где находили мячи и различные изображения игроков.

До прибытия в Новый Свет европейцы никогда не видели игр с мячами из резины, неизвестного до этого материала в Европе. По прибытии в центральную Мексику испанские конкистадоры были настолько очарованы игрой в мяч, что отправили команду местных игроков в Испанию, чтобы они играли перед императорским двором Карла V.

Игра, которую испанцы увидели в регионе ацтеков, была лишь одним из проявлений долгоживущей и широко распространенной традиции игры в мяч в Мезоамерике. Культуры по всей Мезоамерике играли в игры с использованием резиновых мячей, и эта традиция распространилась на Карибские острова и юго-запад Соединенных Штатов.

Мезоамериканские народы играли во многие виды игр в мяч с разными правилами и стилями игры. Однако эти игры имеют некоторые общие аспекты, в частности, их обстановку и символические функции. Информация о мезоамериканской игре в мяч исходит из сохранившихся площадок для игры в мяч, артефактов и атрибутики для игры в мяч, а также изображений и текстов, связанных с игрой в мяч.

Как мы писали выше, археологические находки подтверждают, что игра в мяч распространилась по всему Мезоамериканскому региону: у ацтеков, майя, миштеков, теотихуаканцев, отомангу и остальных коренных народов региона. Каждая культурная группа внесла свои особенности в игру и правила, но общий смысл оставался прежним.

Самые ранние свидетельства об игре в мяч были найдены в Пасо-де-ла-Амада на территории современной Гватемалы. Именно здесь была раскопана площадку для игры в мяч, датируемая 1400 г. до н.э. Еще более древние доказательства существования игры были найдены на побережье Мексиканского залива, а именно резиновые мячи в Эль-Манати возрастом более чем в 3600 лет.

Модель площадки для игры в мяч из Наярита в Западной Мексике указывает на то, что игра была важной частью жизни еще в поздний доклассический период (около 300 г. до н. э. — 250 г. н. э.). Площадки для игры в мяч и изображения игры в мяч резко увеличиваются в классический период (около 250–900 гг.) в районе проживания народов Майя, а также среди культур Веракрус на побережье Мексиканского залива.

Игра в мяч оставалась важной для культур по всей Мезоамерике, и, самое удивительное, что в нее продолжают играть и по сей день. Так, в 2017 году в мексиканском Теотиуакане состоялся крупный турнир, победителем которого стала команда из Белиза.

Поле и мяч. Мезоамериканская игра в мяч игралась на длинном прямоугольном поле, где находилось два вертикальных кольца (ворота). Поле часто имело наклонные стены, позволяющие игрокам использовать различные техники. Мяч, как правило, был сделан из резины или растительных материалов и имел довольно тяжелую и твердую структуру.


Команды и цель. Каждая команда состояла от двух до семи игроков. Правила игры в мяч различались от места к месту. Доминиканский монах Диего Дуран писал, что одной из целей игры ацтеков было поддержание мяча в постоянном движении. В некоторых вариантах игры игроки пытались провести мяч через кольца, расположенные на верхних боковых стенках площадки для игры в мяч. Игроки также могли набирать очки, ударяя или взаимодействуя с каменными маркерами площадки для игры в мяч в центральном игровом проходе или линиями, нарисованными на покрытом штукатуркой полу.

Ритуальные аспекты. Игра в мяч занимала важное место в религиозной жизни мезоамериканцев. Часто она была связана с ритуалами, связанными с плодородием, жизнью и смертью. Поединки в игре нередко сопровождались жертвоприношениями, что подчеркивало их важность в духовной практике.

Социальное значение. Игра в мяч служила также способом разрешения конфликтов между племенами, а выигрываемые матчи могли служить питательной основой для укрепления социальных связей между различными общинами.

Искусство и мифология. Изображения игры в мяч широко встречаются в мезоамериканском искусстве и мифологии. Например, миф о боге силы и плодородия Хуацуцоли, где игра в мяч имела центральное место.

Мезоамериканская игра в мяч — это не просто спортивное состязание, это богатая культурная традиция, отображающая дух древних цивилизаций. Ее сложные правила, ритуальная значимость и социальная функция делают ее важной частью истории Мезоамерики. Изучая эту тему, мы получаем уникальное представление о жизни предков и о значении спорта в человеческой культуре.