100 RUB НБРБ 3.7627
+0.0212

USD НБРБ 2.8957
-0.013

EUR НБРБ 3.3814
-0.0061

10 CNY НБРБ 4.093
-0.0208

100 RUB НБРБ 3.7627
+0.0212

USD НБРБ 2.8957
-0.013

EUR НБРБ 3.3814
-0.0061

10 CNY НБРБ 4.093
-0.0208

Лучший курс на сегодня

USD
2.3
EUR
3.3
RUB
100
3.2

Гиперактивный ребенок: когда нужно бить тревогу, разбирались с врачом-неврологом

178

Какова природа синдрома дефицита внимания и гиперактивности  (СДВГ)? Какую тактику избрать для коррекции этого состояния и можно ли его профилактировать? На эти и другие вопросы ответила Алиса Игоревна Кудлач, врач-детский невролог, к.м.н., доцент кафедры детской неврологии ИПК и ПКЗ БГМУ.

Алиса Игоревна Кудлач Алиса Игоревна Кудлач. Фото из личного архива врача

— Каковы физиологические предпосылки для возникновения СДВГ?

Для ответа на этот вопрос важно понимать, мы рассматриваем СДВГ в контексте первичной нозологической формы или же вторичного состояния при различных других особенностях развития центральной нервной системы. Если мы говорим о первичном синдроме дефицита внимания и  гиперактивности, то это особый врожденный тип развития психического функционала, который имеет свои  нейроанатомические особенности в коре головного мозга. Есть также нейробиологические механизмы, которые связаны с особенностью нейромоделирующей системы, в частности, связанные с особенностями обмена дофамина и норадреналина. Вторичный СДВГ является не самостоятельной нозологической формой, а скорее компенсаторным механизмом головного мозга при других заболеваниях или особенностях развития нервной системы. В этих ситуациях речь идет о компенсаторной перестройке функционала центральной нервной системы, в некотором роде связанной, например, с механизмами самостимуляции головного мозга для его более правильного созревания. Иногда формирование вторичного СДВГ связано с особенностями течения какого-то патологического процесса, например, эпилепсии. Если говорить именно о патофизиологических предпосылках СДВГ, то считается, что здесь играет роль определенная генетическая предрасположенность. На сегодня идентифицировано более 100 генов, которые участвуют в формировании этой патологии. Генетические аномалии приводят к особенностям выработки нейротрансмиттеров, нейромодуляторов и их взаимодействия между собой.

Изучается влияние окружающей среды на формирование СДВГ, учитываются различные перинатальные факторы, которые определяют процесс формирования нервной системы во внутриутробный и ранний послеродовой период. Есть факторы, которые в большей степени ассоциированы с последующим развитием СДВГ у детей, но опять-таки на сегодняшний день четкой корреляции между ними не установлено.

— Как распознать патологию? Чем СДВГ отличается от обычного проявления характера?

СДВГ сегодня у всех на слуху. Стоит ребенку быть чуть более активным, импульсивным и родители стразу подозревают у него СДВГ. Действительно, существует очень много состояний, которые могут иметь схожую с СДВГ симптоматику, начиная от особенностей характера ребенка, его темперамента и заканчивая вторичной симптоматикой СДВГ на фоне другой патологии. Для диагностики СДВГ необходимо полноценное клинико-педагогическое исследование, первой ступенькой которого является скрининг на выявление СДВГ. Это методика Вандербилта, которая успешно применяется во всем мире на детях, начиная с шестилетнего возраста. Но в рамках нашей страны разработан аналог такого теста для детей уже с трех лет (постановление № 589 от 2023 года). Его автор — Татьяна Николаевна Емельянцева, доктор медицинский наук, ведущий сотрудник республиканского научно-практического центра экспертизы и реабилитации. Методика находится в открытом доступе в Интернете и предполагает двукратную оценку состояния ребенка с интервалом в полгода. Важно провести тестирование в двух сферах: домашней и образовательной. Если по результатам тестирования ребенок набирает определенное количество баллов, он направляется на более углубленное клинико-педагогическое исследование. Только так устанавливается диагноз СДВГ.

Если родители замечают, что у ребенка есть проблемы с налаживанием контактов со сверстниками, взрослыми, слабомодулируемое поведение, наблюдаются проблемы с академической успеваемостью, концентрацией внимания – все это повод обратиться к врачу психоневрологического профиля и выработать подходящую тактику коррекции и лечения.

— Как правильно реагировать родителям, как социализировать такого ребенка?

— Помощь в социализации ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности всегда должна быть комплексной. Она зависит от организации образовательной среды для ребенка и от его микросоциума (домашняя обстановка). Работа должна осуществляться как со стороны родителей, так и со стороны педагогов, которые окружают ребенка в макросоциальных условиях. Желательно прислушиваться к рекомендациям специалистов педагогического профиля касательно организации учебного пространства, длительности занятий, создания поддерживающей окружающей среды и т.д. Существуют различные школы, рекомендации по работе с детьми с СДВГ. Но поскольку каждый человек индивидуален, то и рекомендации разрабатывают под конкретного ребенка. В некоторых ситуациях встает вопрос о привлечении специалистов медицинского профиля, назначении рациональной фармакотерапии и различных нейроадаптивных немедикаментозных мероприятий, которые будут помогать нормализовать состояние ребенка.

— Наше общество по-прежнему стигматизирует таких детей и родителей или стало терпимее?

Это достаточно сложный вопрос. По мере роста информированности растет и эмпатия населения, понимание природы особенностей развития детей. Благополучие деток с особенностями психофизического развития в нашей стране находится на особом контроле. С 2022 года благодаря Наталье Ивановне Качановой у нас существует специальный консультативный совет для организации помощи таким детям. Содействие оказывается по самым разным направлениям: диагностика, коррекционные мероприятия, образование, помощь в трудоустройстве. Стигматизация снижается, общество становится терпимее. Все больше людей понимают проблему таких детей и не выдворяют их за пределы социума. Однако настоящую эмпатию способны проявить только те, кто сам столкнулся с этой бедой. Здоровые люди в силу особенностей характеров, психотипов не всегда способны понять проблемы других. В какой-то мере стигматизация всегда была, есть и будет – это неизбежно.

— Позиция «перерастет» опасна в контексте данной патологии?

Позиция «перерастет» в случае с СДВГ может сыграть злую шутку. Действительно, около половины случаев СДВГ остаются в детском возрасте с оговоркой, что остаются они там при правильно выстроенном коррекционном маршруте для ребенка и при верном оказании ему помощи со стороны специалистов как педагогического, так и медицинского профиля. Если же помощь не была оказана или проявление заболевания у конкретного человека имеет очень сильную выраженность, то есть причины полагать, что картина СДВГ сохранится и во взрослом возрасте. Это случается редко, но все же случается. Такие люди испытывают трудности в профессиональной деятельности, установлении контактов со сверстниками, налаживании личных взаимоотношений. Может наблюдаться склонность к азартным играм, сложности в управлении движущимися механизмами, в частности управлением автомобилем.

— Зацикленность современных детей на гаджетах вносит свою лепту в формирование этой патологии?

— Приверженность гаджетам, безусловно, вносит лепту в развитие выраженности симптоматики СДВГ. Конечно, это нельзя назвать этиологической причиной, т.е. предпосылкой для формирования СДВГ. Но нагружать головной мозг, который и без того работает некорректно, крайне нежелательно. Для таких детей нужен ограничивающий и щадящий режим использования гаджетов. Мы не может полностью убрать их из жизни – это невыполнимое требование. Но для детей с СДВГ нужен строго ограничивающий подход в использовании гаджетов. Желательно — только в контексте обучения, в ситуациях крайней необходимости. В качестве досуга таким детям необходимо предлагать спортивные, творческие, музыкальные активности, которые будут заменять им вот эту стимулирующую активность для центральной нервной системы.

— В целом, все чаще слышишь про разного рода неврологические, психические отклонения у детей, тот же аутизм — сколько про него говорят…Увеличение частоты случаев — следствие расширения диагностических возможностей или все же есть какие-то другие факторы, определяющие этот феномен?

— Рост неврологических заболеваний – это мировая тенденция. Ученые и специалисты медицинского профиля не могут назвать точные причины этого. Безусловно, расширение информированности, улучшение диагностических критериев несет свой вклад в этот вопрос. Еще 15-30 лет назад многие не знали, что такое СДВГ и было много пациентов с неуточненным состоянием. Кроме того, увеличивается осведомленность об СДВГ в рамках молекулярно-генетических исследований. Мы выявляем все больше истинных генетических основ в развитии тех или иных патологий в целом. В последние годы очень активно развивается такая наука как эпигенетика, исследующая  вклад различных внешних факторов в развитие тех или иных генетических состояний. Меняются условия социальной среды, которая вносит свои коррективы не столько в развитие самой патологии, сколько в реализацию степени выраженности тех или иных психоневрологических расстройств. Когда-нибудь мы найдем точный ответ на вопрос о причинах роста заболеваемости.

— Можно ли как-то упредить неврологические патологии, в частности СДВГ?

К сожалению, каких-то конкретных способов профилактики особенностей психического развития у ребенка на сегодня не существует. Можно говорить про здоровый образ жизни, своевременное проведение молекулярно-генетических исследований, но все это довольно относительно. Не зря сегодня существует такое понятие как генетический паспорт  – это скорее знание об имеющихся рисках, а не профилактика их развития. Большую роль играет своевременная диагностика. Правильное построение коррекционного маршрута с учетом особенностей психофизического развития будет давать нам лучший прогностический результат относительно проявления тех симптомокомплексов, которые мы имеем в отношении каждого конкретного ребенка. Таким образом, мы можем профилактировать тяжесть состояния того или иного заболевания. Но профилактировать само развитие патологии, к сожалению, на сегодня невозможно.

Наш канал в Telegram и Дзен Присоединяйтесь к нам! Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот.

Последние новости

Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies.
Принять
Отказаться