У кого-то заканчивается учебный год, а кто-то активно начинает к нему готовиться. Речь о родителей первоклашек, которые уже сейчас занимаются сбором документов для зачисления ребенка в школу. Одни выбирают самый простой путь и идут в школу по прописке, другие же ищут, сравнивают и выбирают.
Фото носит иллюстративный характер
Начальная школа закладывает фундамент для дальнейшего обучения. Именно здесь формируется любознательность и желание учиться. Обучение построено на тесном контакте с педагогом, поэтому немудрено, что родители очень трепетно подходят к вопросу выбора учебного учреждения. Негативный опыт, полученный в столь нежном возрасте, может напрочь отбить мотивацию к учебе.
Рассмотрим, какие факторы помимо педагогического состава стоит учесть при выборе школы:
Отзывы в интернете – не самый надежный источник для формирования представления о школе. Критерии оценки могут не совпадать с вашими. Например, в школе хороший ремонт и техническое оснащение, зато холодные и грубые учителя. Излишний напор и требовательность сможет выдержать далеко не каждый ребенок.
Поговорите с родителями, чьи дети ходят в вашу школу. Желательно с теми, у кого дети уже выпускаются из начальной школы, чтобы иметь более полное представление о том, как построено взаимодействие с учениками на разных этапах. Однако и здесь берите во внимание субъективную составляющую и отталкивайтесь от личных ощущений.
Если у вас нет машины и возможности ежедневно отвозить и забирать ребенка в школу/из школы, этот пункт стоит основательно продумать. Если это школа по прописке, то вероятно она находится в черте вашего района и ребенок запросто может дойти пешком. Это большой плюс с учетом того, что дети освобождаются в районе обеда, а стандартный рабочий день офисе длится до пяти-шести часов вечера.
Если даже при малой удаленности школы от дома, дорога туда сопряжена с какими-то опасностями, например, светофоры, строящиеся объекты, и вы не хотите изводить свою нервную систему мыслями «дошел/не дошел» — лучше позаботиться о продленке. Как правило, для первоклассников такую услугу стараются предложить все школы. Однако еще нужно суметь попасть туда, потому что желающих обычно очень много. Шансы увеличиваются, если вы успеете подать документы с заявлением на предоставление места в группе продленного дня среди первых. Ну и конечно, на то должна быть причина. Если вы мама в декрете, которой просто хочется отдохнуть от лишнего шума – вероятно, вам откажут.
Обратите внимание на благоустройство территории, есть ли там стадион для занятий физкультурой и т.д. Как осуществляется контроль безопасности детей: есть ли камеры, каков алгоритм прохода на территорию школы, работает ли сигнализация, есть ли охранник.
Узнайте, какие факультативные занятия существуют в школе. Возможно, это футбольная команда, театральная студия или шахматная секция. Если ребенок чем-то увлекался до школы, то ему будет приятно проявить свои таланты на новом месте. Это поспособствует скорейшей адаптации, завязыванию знакомств с единомышленниками. Хорошо, если в школе существуют сплачивающие традиции, праздники – это также идет на благо ускоренной социализации.
В течение учебного года при школах действуют подготовительные курсы для первоклассников, где их обучают чтению, письму, умению считать. Это актуально тем, кто пойдет в первый класс уже в следующем году. Где-то занятия начинаются с сентября, где-то после Нового года. Это очень хорошее подспорье, как для детей, так и родителей, дающее больше уверенности перед важным событием.
— Выбор школы — это, без преувеличения, одно из самых волнительных решений для родителей. Я очень хорошо понимаю это беспокойство. Вроде бы хочется дать ребёнку лучшее, обеспечить «старт», заложить основу для успешного будущего. Но в этой тревоге мы часто забываем о самом главном — о самом ребёнке.
Я часто слышу: «Мы хотим самую сильную школу», «Мы смотрим на рейтинг», «Там сильная программа, всех в вузы берут». И редко — «А моему ребёнку там будет хорошо?».
Понимаете, школа — это не только знания. Это место, где ребёнок будет проводить много времени каждый день, осваивать мир, формировать отношение к учёбе и… к самому себе. Если он с первого класса попадёт в среду, где его не слышат, не замечают, а от него только требуют — очень высок риск, что мотивация к учёбе исчезнет, не успев появиться.
Что действительно важно при выборе школы? Не бренд, не количество олимпиадников. Главное — атмосфера и педагоги. Какая там обстановка? Как учителя говорят с детьми? Грубо, отстранённо или тепло и уважительно? Видно ли, что детям там интересно? Поддерживают ли индивидуальность, разные темпы, эмоции? Поверьте, лучше школа с простыми классами и тёплой атмосферой, чем шикарный ремонт, интерактивные доски и холодный тон педагогов.
Очень важный вопрос, с которым ко мне часто приходят: как понять, готов ли ребёнок к школе? Готовность — это не про знание букв и не про цифры. Это про умение сосредоточиться хотя бы на 10–15 минут, про то, как он справляется с эмоциями, может ли просить о помощи, контактировать со взрослыми и сверстниками. Иногда детям в 6 лет рано — не потому что «отстают», а потому что им нужно чуть больше времени, чтобы эмоционально созреть. Это нормально.
Ещё одна важная вещь: не делайте выбор в одиночку. Вовлекайте ребёнка. Сходите вместе в школу, пусть он походит по коридорам, заглянет в класс. Детям важно почувствовать: «Это место, где я буду, и меня спрашивают, как мне здесь». Это снижает тревожность и формирует доверие.
И пожалуйста, избегайте пугающих фраз: «Вот пойдёшь в школу — узнаешь!», «Там тебе покажут, как надо вести себя!» — такие слова вызывают страх, а не интерес. Лучше говорить о школе как о месте, где будет много нового, где можно будет заводить друзей, пробовать интересные задания. Поддержка и спокойствие родителей в этот период — важнее любого букваря.
Я всегда говорю: не существует идеальной школы для всех. Есть подходящая именно вашему ребёнку. Где его примут, поддержат, увидят — и это заложит любовь к учёбе надолго. А значит — и к себе, и к жизни.
Перед тем как сделать выбор, задайте важные вопросы. Этот чек-лист поможет понять, насколько школа подходит вашему ребёнку:
➤Есть ли программа мягкого входа в учебу?
➤Работает ли школьный психолог?
➤ Проводятся ли занятия по адаптации?
➤До 25 — комфортнее для внимания и общения.
➤Чем меньше класс, тем больше личного контакта с учителем.
➤Основано ли обучение на уважении и поддержке?
➤Есть ли система поощрений, а не только наказания?
➤Школьный психолог, логопед, социальный педагог?
➤ Как решаются ситуации с тревожностью, адаптацией, конфликтами?
➤Есть ли места для отдыха, подвижных игр, общения?
➤Как дети снимают напряжение в течение дня?
➤Важнее всего оценки и дисциплина?
➤Или развитие личности, творчество, забота о психологическом благополучии?
Помните: вы выбираете не просто программу — вы выбираете среду, в которой ребёнок будет проводить значительную часть своего детства.