8 июня отмечает день рождения Тетрис — игра, которая перевернула игровую индустрию, стала символом целой эпохи и до сих пор вызывает у нас тёплую ностальгию. Но помимо знаменитых падающих фигурок, в детстве у каждого из нас были свои маленькие радости: пищащие тамагочи, цветные йо-йо, пружинки-радуги и, конечно, знаменитая приставка Сега. Сегодня мы решили вспомнить игрушки и игры, которыми развлекались дети в 80-е, 90-е и начале нулевых. Те самые, без которых не обходилась ни одна перемена, ни одна дворовая посиделка и ни один рынок с китайским товаром.
Фото носит иллюстративный характер

Начнём с именинника. Тетрис придумал в 1984 году советский программист Алексей Пажитнов. Работал он тогда в московском Центре вычислительных исследований при Академии наук СССР. Идея пришла во время размышлений о головоломках: Пажитнов любил логические задачи и однажды вдохновился старой настольной игрой Pentomino. Так появились те самые падающие фигурки из четырёх квадратов.

Первую версию Тетриса Алексей написал на компьютере Электроника-60. Графики как таковой не было — лишь символы, напоминающие квадраты. Но игра так затянула коллег, что вскоре распространилась по другим учреждениям. Позже ее портировали на IBM PC, затем — на западные рынки. И уже в конце 80-х Тетрис стал настоящей мировой сенсацией , особенно после выхода версии для портативной консоли Game Boy . По данным на сегодня, игру переиздавали десятки раз на все возможные платформы, и она остаётся одной из самых продаваемых в истории.
Для советских детей Тетрис стал первым “карманным” развлечением — в начале 90-х рынок наводнили китайские “Брикгеймы” с Тетрисом и ещё тремя играми в нагрузку. А звук падающих фигурок или пищащий проигрыш был в каждой квартире. Плюс это была одна из немногих игр, которую родители хоть как-то одобряли — мол, развивает логику.

Игровые приставки Сега Mega Drive и Денди (клон японской NES) стали настоящим культом среди детей 90-х. Если у тебя была Сега — ты автоматически становился самым уважаемым на дворе. Картриджи с наклейками, на которых были Sonic, Mortal Kombat или Черепашки-ниндзя , передавались из рук в руки, а культовый приём “дунуть в картридж” перед включением консоли был почти ритуалом.
Самые популярные игры:
Sonic the Hedgehog — синий ёж, спасающий друзей и собирающий кольца.
Mortal Kombat — первая игра, в которой можно было рубиться вдвоём и проводить “фаталити”.
Golden Axe — кооперативный слэшер, где ты выбираешь воина, карлика или амазонку и кромсаешь врагов.
Денди же была доступнее, стоила дешевле и напичкана играми вроде Super Mario , Tank 1990 и Circus Charlie. А фраза на экране “ 9999 игр в одной ” по факту означала, что это один и тот же Марио, но с разным количеством жизней или началом уровня.
Приставки собирали детей во дворах и квартирах , устраивались марафоны на целый день. Часто на дворе был всего один телевизор на троих соседей, и тогда у кого-то дома на диване с ковром собиралось по 5–6 мальчишек, которые, обливаясь потом, проходили очередной уровень Contra или запускали турнир по “Сонику”.

Появившийся в Японии в 1996 году, Тамагочи мгновенно взорвал школьные дворы по всему миру. Маленькое пластиковое яйцо с экранчиком и тремя кнопками позволяло вырастить виртуального зверька. Его нужно было кормить, развлекать, убирать за ним отходы жизнедеятельности и вовремя укладывать спать. Если пропустить несколько часов — питомец мог заболеть или умереть.
Самое интересное, что в школах вскоре началась настоящая “тамагочимания” . Дети тайком носили устройства на уроки, прятали их в пеналах и под партами, лишь бы не оставить питомца без еды. Некоторые учителя всерьёз конфисковывали тамагочи до конца учебного года.
Позже появились китайские версии, иногда с десятью разными видами питомцев, от динозавра до привидения. Тамагочи стал первой игрой, которая пробудила у детей чувство ответственности и научила их переживать за чужую жизнь. Ну или хотя бы виртуальную.

Эта цветная пластиковая или металлическая спираль, названная в народе “радуга” или Slinky, казалась вещью абсолютно бесполезной. Однако весь кайф был в том, как пружинка «шагала» по лестнице или переливалась в руках, перекатываясь из одной ладони в другую.
Продавались такие радужные пружины на каждом рынке и в любом киоске с игрушками. Кто-то устраивал соревнования — чья пружинка пробежит по ступенькам больше пролётов подряд. Кто-то просто гипнотизировал себя этим переливом, залипая на час. И да, стоила она смешные деньги.

Одна из древнейших игрушек мира — йо-йо — возродилась в 90-х с новым размахом. Пластиковые, прозрачные, со светящимися диодами или утяжелённые — они снова стали хитом школьных перемен.
Главные трюки:
Спящий волчок — йо-йо зависает внизу и крутится на месте.
Ходячая собака — йо-йо катается по полу.
Катушка — наматывание верёвки обратно на ходу.
Профессионалы устраивали целые дворовые баттлы: кто сделает больше трюков без перерыва. А самые крутые модели умели крутиться по 30 секунд, издавая завораживающее жужжание.

Легендарная пищалка с чёрно-белым экраном и кнопками под пальцами. Там было заявлено 9999 игр , но по факту — пять: тетрис, змейка, теннис, гонки и стрельба по тарелочкам. Игрушка питалась от двух батареек и сопровождалась однотонным противным звуком, который почему-то все обожали.
На переменах устраивали чемпионаты, кто быстрее наберёт 999 очков или кто дольше продержится без проигрыша в гонках.

Компьютеры 90-х — это отдельная эпоха. Тогда Windows 95 только набирал популярность, а игры запускались с дискет на 3, 5 дюйма. По сети “переписывали” DOOM, Wolfenstein 3D и Prince of Persia.
Модемы подключались к интернету со страшным треском и писком, а лимит в 30 минут на карточке использовался для общения в первых чатах и закачки обоев рабочего стола. И ты чувствовал себя настоящим хакером.
Сегодняшние дети растут с планшетами, VR-очками и стримами на YouTube. Но игрушки нашего прошлого — это больше, чем просто развлечения. Это время, когда фантазия работала на полную, а счастье стоило одной пружинки или пищащего тамагочи.