Нервные тики у детей — это распространенное явление, которое вызывает у родителей множество вопросов и тревог. Такие непроизвольные движения или звуки могут появляться внезапно и иногда сохраняться на длительное время, мешая ребенку сосредоточиться и общаться. Несмотря на то, что в большинстве случаев тики у детей проходят самостоятельно с возрастом, важно разобраться в причинах их возникновения, особенностях проявления и способах поддержки ребенка в этот непростой период. Поможет нам в этом Мария Дубоделова, врач- детский невролог, цефалголог, эпилептолог, ботулинотерапевт.
Мария Дубоделова. Фото из личного архива врача
— Темп жизни у современных детей настолько высокий (увеличилась нагрузка в школе, у большинства большое количество дополнительных занятий и кружков, а также существенную роль на психику оказывает цифровая зависимость), что я бы отметила, наоборот, учащение тиков. В то же время, люди стали более осведомленными, внимательнее относятся к своему здоровью и здоровью детей, большинство старается своевременно обращаться за медицинской помощью
— При чрезмерном напряжении, повышенной тревожности, невротизации нервная система не справляется и сбрасывает напряжение в виде избыточных движений, звуков, действий
— Родителям лучше не одергивать ребёнка. Также рекомендую поговорить с учителем в школе или воспитателем детского сада, чтобы не заостряли внимание ребёнка на тиках, ведь зачастую ребёнок и не замечает их. Когда же окружающие постоянно об этом говорят, у него возникает дополнительное напряжение, что только усугубит ситуацию. Также если родители скажут ребёнку не «дергаться», он сможет сдержать тики на непродолжительное время (кстати, это один из отличительных признаков тиков от эпилепсии, когда сдержать подергивания невозможно), но будет испытывать от этого дискомфорт и потом все равно дернется и проявления будут более сильными.
— Если у ребёнка появились нетипичные действия, движения, звуки, в первую очередь, постарайтесь проанализировать, что могло их спровоцировать (страх, испуг, сильные положительные эмоции, усталость, напряжение, тревога, болезнь и т.д.), создайте благоприятную психоэмоциональную среду: освободите его от избыточной нагрузки, дайте возможность отдохнуть, выспаться, погулять на свежем воздухе, ограничьте использование гаджетов. Если в течение 1-2 недель выраженность тиков не уменьшается, добавляются новые проявления, если ребёнок сам обращает на них внимание, комплексует из-за них, незамедлительно обратитесь за медицинской помощью
— Тики бывает двигательные (например, учащенное моргание, гримасничание, передергивание плечами и др.) и звуковые (вокальные) в виде писков, хмыканий и т.д. Они могут быть транзиторными или преходящими, когда возникают после какого-то временного перенапряжения (например, при подготовке к экзаменам) и быстро проходят, а могут быть хроническими, когда сохраняются продолжительное время. Вот за хроническими тиками нужно наблюдение и иногда потребуется и медикаментозное лечение. Если у ребёнка продолжается стрессовая ситуация (например, конфликтные ситуации в семье, развод родителей), тики могут сохраняться на продолжительное время, усиливаться, добавляются новые проявления, это неблагоприятно влияет на психоэмоциональное состояние ребёнка, приводит к вторичной невротизации, могут добавиться страхи, расстройства сна и т.д. Худший же вариант проявления тиков — это генерализованный тик или болезнь Жиль де ля Туретта. Это тяжелое заболевание, лечением которого занимается врач-психиатр и невролог, но в такой ситуации речь идет не об излечении, а об уменьшении выраженности тиков. В большинстве же случаев тики у детей носят временный (транзиторный) характер и во взрослый возраст с тиками переходят единицы.
— Вот как раз у генерализованного тика есть такое проявления:
— это может быть копролалия (лат. coprolalia; от др. -греч. κόπρος «кал, грязь» + λαλιά «речь»), когда непроизвольно выкрикиваются какие-то слова, причем чаще всего бранные.
— навязчивые действия или ритуалы: когда человеку обязательно нужно, например, лизнуть какой-то предмет или при ходьбе подпрыгнуть, покружиться на месте и т.д.
Конечно, это все вызывает бурную реакцию у окружающих, что приводит к дополнительному стрессу у ребёнка
— В первую очередь, необходимо обратиться за консультацией к детскому неврологу или психиатру для установления диагноза. После этого, самым важным является создание благоприятной психоэмоциональной обстановки. Это не так просто сделать и, конечно, основная ответственность здесь на родителях. Для ребёнка стрессом может быть многое: конфликты родителей, ссоры со старшими детьми, рождение младшего ребёнка, гиперопека, сложности в общении со сверстниками, буллинг в школе и т.д. Здесь важно понять, что спровоцировало появление тиков. Если родители сами не справляются, необходимо обратиться за помощью к психологу. Важно обратить внимание на распорядок дня ребёнка: сколько он спит, есть ли у него возможность отдохнуть, сколько времени он проводит перед телефоном/ компьютером. В большинстве случаев изменения образа жизни, поведенческой терапии достаточно в лечении тиков. К медикаментозной терапии прибегаем редко, в случаях, когда тики слишком выраженные, мешают ребёнку в его повседневной деятельности (не родителям!, а именно ребёнку), когда он испытывает психологический дискомфорт, когда есть сопутствующие проявления (депрессия, обсессивно-компульсивное расстройство и т.д.). Назначаются препараты из разных групп, например, нейролептики, противосудорожные, антидепрессанты. Надо понимать, что лечение комплексное: таблетки+ работа с психологом — чаще всего занимает достаточно продолжительное время.
— Да, это распространенные страхи, но надо сказать, что лекарственные препараты вводятся постепенно для минимизации побочных эффектов. При правильном применении нежелательные явления встречаются крайне редко, а вот положительные эффекты очень заметны. Родителям страшно начинать давать лекарственный препарат ребенку, но когда они доверяют врачу и начинают следовать рекомендациям, положительные результаты не заставят себя ждать. Вот даже вчера на приеме у меня была девочка — подросток, у которой на фоне лечения ушла тревога, появился интерес к жизни, она стала улыбаться, захотелось чем-то заниматься, появились планы, мечты, нормализовался сон. А ведь в начале, конечно, они с мамой боялись начинать лечение.
— Как ни банально это звучит, но важно вести здоровый образ жизни и, конечно, родителям надо начинать с себя, обращать внимание на психоэмоциональную атмосферу дома, на то, как ребёнок общается со сверстниками, раскрывается ли он родителям, рассказывает ли о своих страхах, переживаниях. Надо быть внимательнее друг к другу!