Лето — это маленькая жизнь, и для многих она немыслима без долгожданного отпуска на море. Но что делать, когда далекие геополитические бури внезапно врываются в наши планы, закрывая небо и отменяя рейсы? Недавние события на Ближнем Востоке стали настоящим стресс-тестом для белорусской туристической индустрии. Он показал не только то, куда сегодня предпочитают летать наши соотечественники, но и вскрыл важный вопрос — кому можно доверять организацию своего отдыха в эпоху глобальной нестабильности.
Фото Belavia Embraer Е-175
Вопреки опасениям, громкие события на Ближнем Востоке не вызвали паники на туристическом рынке Беларуси и не привели к кардинальному пересмотру планов на отдых. Как отмечают в Республиканском союзе туристической индустрии, белорусы сохраняют верность проверенным направлениям. Абсолютными лидерами спроса, как и прежде, остаются Турция и Египет. Бронирования на эти курорты идут стабильно, в полном соответствии с прогнозами.
А вот популярные Объединенные Арабские Эмираты на время немного «просели». Отмена части рейсов и необходимость искать облетные пути временно снизили ажиотаж. Однако интерес к этому направлению никуда не исчез. ОАЭ по-прежнему привлекают туристов, особенно семьи с детьми, выгодным соотношением цены и качества в летний период. Туроператоры уже возобновили продажи туров, и бронирования снова набирают обороты. При этом какого-то резкого скачка спроса на другие страны в связи с ситуацией вокруг Эмиратов не произошло — рынок показал свою устойчивость.
Самым острым моментом стала отмена части июньских рейсов авиакомпании FlyDubai, на гарантированных блоках которой находились клиенты сразу нескольких крупных белорусских турфирм. Десятки людей оказались в непростой ситуации: кто-то не смог вылететь на отдых, а кто-то — вернуться домой. Именно здесь туристический бизнес продемонстрировал высокий уровень ответственности и клиентского сервиса.
По словам представителей отрасли, ни один турист не остался без поддержки. Тех, чей отдых уже подходил к концу, но вылететь домой не получалось, организованно переселили в один четырехзвездочный отель в Дубае с обеспечением питания. Это позволило скоординировать их дальнейший вывоз. Людей доставили в Москву, полностью компенсировав все расходы на билеты до Минска — будь то самолет или поезд. Для других групп были организованы удобные автобусные трансферы прямо из российской столицы.
Тем же, кто только собирался лететь в ОАЭ, оперативно предложили альтернативные варианты. Как подчеркивают эксперты, без отпуска не остался никто — люди просто выбрали другие направления для путешествия. Стоит отметить, что туристы, летевшие рейсами национального перевозчика «Белавиа», с подобными трудностями не столкнулись. Авиакомпания продолжила выполнять полеты в Дубай, пусть и с технической дозаправкой в Ташкенте, к чему путешественники отнеслись с полным пониманием.

Этот эпизод, хоть и не стал чрезвычайной ситуацией, заставил о многом задуматься. По мнению председателя правления РСТИ Филиппа Гулого, мы уже несколько лет живем в новую эпоху, где на первое место выходит критерий логистической безопасности. Проще говоря, сегодня важен не только комфортный отель, но и уверенность в том, что ты гарантированно доберешься до места отдыха и вернешься домой.
Опыт показал, что там, где перелет выполняет национальная авиакомпания или существует наземная граница, любые проблемы, вызванные геополитикой, решаются гораздо надежнее. С отечественным бизнесом есть диалог, ответственность и рычаги влияния. Совсем иная картина складывается, когда речь идет об услугах зарубежных исполнителей — будь то иностранная авиакомпания или международный онлайн-сервис бронирования. В критический момент до них бывает невозможно «достучаться», а механизмов воздействия на них практически нет.
Как считает глава союза, недавний случай ярко высветил этот дисбаланс. В мире, где геоэкономическая турбулентность становится нормой, подобные ситуации будут повторяться. И это повод серьезно задуматься о том, как уравнять в ответственности отечественный бизнес, который несет обязательства перед своими клиентами, и зарубежные системы, которые зачастую остаются в стороне от проблем, оставляя туриста один на один с трудностями.