100 RUB НБРБ 3.7627
+0.0212

USD НБРБ 2.8957
-0.013

EUR НБРБ 3.3814
-0.0061

10 CNY НБРБ 4.093
-0.0208

100 RUB НБРБ 3.7627
+0.0212

USD НБРБ 2.8957
-0.013

EUR НБРБ 3.3814
-0.0061

10 CNY НБРБ 4.093
-0.0208

Лучший курс на сегодня

USD
2.3
EUR
3.3
RUB
100
3.2

Реформа рынка такси в Беларуси: удалось ли победить «серый» бизнес

83

Еще пару лет назад сфера пассажирских перевозок в Беларуси напоминала дикий рынок, где каждый играл по своим правилам, а чаще — и вовсе без них. Зарплаты в конвертах, уклонение от налогов на миллионы рублей, «убитые» автомобили и водители без медосмотра — все это было суровой реальностью. Когда власти объявили о создании единого реестра для всех перевозчиков, скептики предрекали коллапс: дефицит машин, взлетевшие до небес цены и парализованный бизнес. Сбылись ли мрачные прогнозы?

Такси Фото носит иллюстративный характер

Время серого извоза: как это было

Проблемы в отрасли копились годами и в 2023 году достигли критической точки, рассказал журналистам заместитель начальника Главного управления Комитета Госконтроля Беларуси Олег Кунделев. Под видом нерегулярных перевозок недобросовестные предприниматели, по сути, дублировали регулярные маршруты, переманивая пассажиров у государственных перевозчиков за счет демпинга. О безопасности в таких поездках говорить не приходилось, а выручка массово уходила в тень. Похожая ситуация сложилась и в такси. Многие компании не вели должный учет заказов, отражая в отчетности лишь минимальные суммы и, соответственно, уплачивая мизерные налоги.

Масштаб проблемы иллюстрируют громкие уголовные дела. Например, в Бресте работники двух фирм на протяжении четырех лет получали зарплату в конвертах — в этой схеме было задействовано более 280 водителей, а ущерб государству в виде неуплаченных налогов и взносов превысил миллион рублей. Аналогичная схема вскрылась и в Орше, где более 180 работников таксопарка также получали серую зарплату, а казна недосчиталась свыше 550 тысяч рублей.

Контролирующие органы в том самом 2023 выявили около 9 тысяч нарушений. Аварии, травмы, шквал жалоб от пассажиров и огромные потери бюджета — все это требовало решительных действий. Президент поставил четкую задачу — досконально разобраться в ситуации и установить единые, прозрачные и понятные для всех правила игры. Ведь неравные условия, когда одни честно платят налоги и заботятся о безопасности, а другие воруют и демпингуют, разрушали рынок и лишали добросовестных перевозчиков возможности работать.

Госавтоинспекция, контроль за таксистами
Фото из открытых источников

Шлагбаум для нелегалов: рождение реестра

Ответом на этот запрос стал Указ №32, который опустил тот самый шлагбаум на пути нелегального извоза. С 1 ноября 2023 года в Беларуси заработал Реестр автомобильных перевозок пассажиров. Его суть проста: хочешь работать в этой сфере — будь добр, зарегистрируйся. Нет в реестре — значит, ты вне закона, а за это грозит серьезный штраф с возможной конфискацией и автомобиля, и всего полученного дохода.

Как пояснили в профильном ведомстве, у создания реестра было две главные цели. Первая и самая важная — это безопасность. Пассажир должен быть уверен, что перевозчик допущен к работе, автомобиль технически исправен, а водитель прошел медицинское освидетельствование и имеет нужную квалификацию. Вторая задача — создание условий для честной конкуренции, чтобы все участники рынка находились в равном положении.

Система представляет собой общую базу данных, где собрана вся информация о перевозчиках, водителях, диспетчерах и транспортных средствах — от номера водительского удостоверения и срока действия медсправки до данных о техосмотре. Причем программное обеспечение само отслеживает сроки действия документов и заранее уведомляет перевозчика о необходимости их продления. Если, например, у водителя закончился срок действия медицинской справки, система его попросту заблокирует, и он не сможет принимать заказы.

Вопреки опасениям, коллапса не произошло. Да, в первые дни цены на услуги такси подскочили, но это было временным явлением. По мере того как перевозчики и водители регистрировались в системе, ситуация стабилизировалась, и цены вернулись практически на прежний уровень. Более того, сегодня количество включенных в реестр водителей и перевозчиков, а это около 35 тысяч человек, почти в два раза превышает показатели ноября прошлого года, что полностью удовлетворяет спрос.

Плоды реформы: безопасность, налоги и здоровая конкуренция

Нововведения уже доказали свою эффективность. Положительные изменения заметны сразу по нескольким направлениям. То, что поездки стали безопаснее, подтверждает и статистика: количество техосмотров заметно выросло, ведь это одно из обязательных условий для включения в реестр. Значительно сократилось число нарушений, связанных с отсутствием страховки или допуска к участию в дорожном движении.

Экономический эффект тоже не заставил себя ждать. Увеличение доли безналичных расчетов сделало финансовые потоки более прозрачными. Как результат, в первом квартале текущего года налоговые поступления от перевозчиков на такси выросли в два раза. Камеральный контроль охватил тысячи субъектов хозяйствования, и многие из них после уведомлений добровольно доплатили налоги в бюджет.

Представители бизнеса отмечают, что четко прописанные правила игры создают здоровую среду для развития. Теперь новые инвесторы и диспетчерские службы, которые захотят прийти на белорусский рынок, будут точно понимать, как нужно работать и какая ответственность их ждет. Это стимулирует конкуренцию, от которой в конечном итоге выигрывают все, и в первую очередь — пассажир.

Такси
Фото из открытых источников

Борьба продолжается, но порядок виден всем

Конечно, было бы наивно полагать, что все участники рынка в один день стали кристально честными. За пять месяцев 2025 года Департамент финансовых расследований РБ возбудил более 40 уголовных дел в сфере пассажирских перевозок, а общая сумма ущерба по ним превысила 16 миллионов рублей. Преступные схемы по-прежнему связаны в основном с уклонением от уплаты налогов и выплатой зарплат в конвертах. Мошенники скрывают выручку, дробят бизнес или используют подставных директоров.

Однако важно понимать, что большинство этих дел связано с нарушениями прошлых лет, которые выявляются сейчас благодаря более прозрачной системе. Рейды, которые проводят налоговая и транспортная инспекции, например, на привокзальных площадях, показывают, что порядка стало заметно больше. Автомобили такси теперь легко узнать по обязательному внешнему оформлению, что отличает их от «бомбил из подворотни». Основные нарушения, которые еще встречаются, — это отсутствие кассового оборудования или непройденный водителем предрейсовый медосмотр.

Система продолжает совершенствоваться. Сейчас ведется разработка единой государственной интернет-платформы для продажи билетов, которая объединит все маршруты. Это позволит пассажирам в одном месте видеть расписание, наличие свободных мест и сразу оплачивать проезд. В конечном счете, все эти меры преследуют одну главную цель — сделать так, чтобы любая поездка, будь то в такси или в маршрутке, была максимально безопасной, ведь жизнь и здоровье человека — это главный приоритет.

Наш канал в Telegram и Дзен Присоединяйтесь к нам! Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот.

Последние новости

Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies.
Принять
Отказаться