100 RUB НБРБ 3.7627
+0.0212

USD НБРБ 2.8957
-0.013

EUR НБРБ 3.3814
-0.0061

10 CNY НБРБ 4.093
-0.0208

100 RUB НБРБ 3.7627
+0.0212

USD НБРБ 2.8957
-0.013

EUR НБРБ 3.3814
-0.0061

10 CNY НБРБ 4.093
-0.0208

Лучший курс на сегодня

USD
2.3
EUR
3.3
RUB
100
3.2

Самые громкие скандалы Третьяковской галереи

51

Третьяковская галерея — гордость российской культуры и вечный повод для споров. Коллекция, которая начиналась с личного собрания купца Павла Третьякова, за полтора века обросла не только шедеврами, но и скандалами всех мастей: от художников с характером до вандалов с идеей. Сегодня мы вспомним самые громкие, странные и абсурдные эпизоды из жизни главного художественного музея страны.

третьяковская галерея скандалы Фото носит иллюстративный характер

Толстой, который не хотел позировать

Толстой, который не хотел позировать
Фото из открытых источников

Начнём с XIX века, когда скандалы были более степенными, но не менее упёртыми. В 1869 году Павел Третьяков задумал включить в коллекцию галереи портрет великого Льва Толстого. Но один нюанс: сам Толстой на эту идею реагировал как на попытку продать ему кредитку по телефону. Переговоры длились долгих четыре года, подключились Афанасий Фет и другие культурные тяжеловесы, но писатель категорически отказывался сидеть под кистью Ивана Крамского.

В 1873 году Крамскому всё же удалось уговорить упрямца. Правда, условия были жёсткие: если портрет не понравится — уничтожить без разговоров. Толстой позировал без особого энтузиазма: нервировал, ёрзал, прятался. Художнику пришлось срисовать только лицо, а остальное дописать по памяти. Лишь в 1877 году после очередного раунда уговоров писатель великодушно разрешил выставить портрет. И то, кажется, только чтобы от него отвязались.

Когда картина дороже жизни

Когда картина дороже жизни
Фото из открытых источников

В XX веке в стенах Третьяковки происходили события, достойные криминального романа. Самый трагичный случай случился 16 января 1913 года, когда иконописец Абрам Балашов, возмущённый «излишней кровавостью» полотна Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван», бросился на картину с ножом. С криками «Довольно смертей, довольно крови! » он нанес три глубоких пореза, практически уничтожив изображённые лица.

Вандала признали невменяемым, а картина отправилась на реставрацию. Но последствия были куда страшнее: хранитель галереи Егор Хруслов, узнав о случившемся, покончил с собой. И это не последняя трагедия, связанная с этим полотном.

Дежавю спустя сто лет

Дежавю спустя сто лет
Фото из открытых источников

Прошло больше века, и история повторилась. В мае 2018 года, за пять минут до закрытия музея, нетрезвый Игорь Подпорин отломал столбик ограждения и разбил стекло, прикрывающее всё ту же картину Репина. Холст пострадал в трёх местах. Причина нападения? По словам Подпорина, картина «оскорбляет чувства верующих». Ущерб оценили в 30 миллионов рублей, а самого вандала отправили в колонию на два с половиной года. Реставрация шедевра идёт до сих пор.

Дело о поддельных шедеврах

Дело о поддельных шедеврах
Фото из открытых источников

В 2008 году Третьяковская галерея неожиданно оказалась в центре скандала с подделками. После публикации каталога фальшивок Россвязьохранкультурой выяснилось, что музей хранит более девяноста шести картин сомнительного происхождения. Эксперты проглядели подделки, выдавая их за работы знаменитых русских художников.

Как признала тогда заместитель директора Лидия Иовлева: «В 96 случаях наши эксперты ошиблись». Скандал вскрыл масштабную халатность внутри музейного сообщества и породил новые вопросы о судьбе художественного наследия страны.

Кража по учебнику

Кража по учебнику
Фото из открытых источников

Если в XIX веке скандалы были дипломатическими, а в XX — трагическими, то XXI век принёс лёгкий налёт фарса. В 2019 году крымчанин Денис Чуприков просто снял со стены полотно Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» и ушёл с ним под мышкой. Оказалось, что работа конца XIX века не была ни застрахована, ни подключена к сигнализации.

Полиция нашла картину на следующий день, а сам Чуприков объяснил поступок спонтанным порывом из-за долгов. Суд приговорил его к трём годам строгого режима. Ирония: преступление века стоило преступнику куда дешевле, чем столичный ремонт.

Скандал с «Веткой»

Скандал с «Веткой»
Фото из открытых источников

Всё бы ничего, но современное искусство тоже подлило масла в огонь. Уже в наши дни директор Третьяковки Зельфира Трегулова приобрела за 2, 5 миллиона рублей инсталляцию Андрея Монастырского «Ветка» — палку, примотанную скотчем к доске. Покупку оплатили из средств созданного ею же фонда. Публика задалась резоннм вопросом: что бы сказал Павел Третьяков, увидев скотч среди шедевров Васнецова и Репина?

Икра вместо иконы

Икра вместо иконы
Фото из открытых источников

В 2005 году галерея вновь оказалась в эпицентре скандала. На выставке «Русский поп-арт» демонстрировалась работа Александра Косолапова «Икона-икра» — золотой оклад, наполненный чёрной икрой. Москвичи и прихожане нескольких храмов объявили войну музею, обвинив организаторов в оскорблении чувств верующих.

Картину в итоге сняли, а автора и других соц-артистов запомнили за их провокационное творчество. К слову, Косолапов — тот самый, кто в 70-х изобразил Чебурашку в образе Ленина, агитирующего за кока-колу. Ещё один повод для вечного спора о границах искусства.

Сезон «Большого чмора»

Сезон «Большого чмора»
Фото из открытых источников

Летом 2018 года галерея снова попала в заголовки после того, как ввела новые правила: каждый, кто что-то рассказывает друзьям в музее, обязан заплатить 5310 рублей и получить бейдж гида. Посетители восприняли это как издевательство, назвав происходящее «сезоном большого чмора».

Конфликты начались с историков МГУ, которых выставили из музея за обсуждение выставки Верещагина. Затем преподавателя ВШЭ Тима Ильясовова настиг охранник за комментарии о шляпках на портретах. После общественного резонанса руководство отменило поборы и переписало регламент.

Итог

Третьяковская галерея — это не только зеркало русской культуры, но и вечная арена для борьбы идей, вкусов и характеров. И что бы там ни думали об очередной «Ветке» или чересчур кровавом царе, музей остаётся живым организмом, в котором скандал — такой же органичный элемент, как портрет Толстого с недовольным лицом.

Наш канал в Telegram и Дзен Присоединяйтесь к нам! Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот.

Последние новости

Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies.
Принять
Отказаться