Евросоюз готовит масштабные изменения в правилах продажи подержанных автомобилей, которые могут серьезно ударить по карману белорусов, покупающих б/у машины из Европы. Новые бюрократические требования, которые в ЕС уже называют «кошмаром», усложнят процесс перепродажи авто и сделают его дороже.
Фото носит иллюстративный характер
17 июня 2025 года Совет ЕС одобрил проект поправок, направленных на ужесточение контроля за оборотом подержанных автомобилей. Власти объясняют это заботой об экологии и борьбой с незаконным экспортом старых машин за пределы Евросоюза.
Главное нововведение – введение цифрового паспорта транспортного средства, который будет фиксировать всю историю автомобиля: от производства до утилизации. Продавцам придется доказывать, что машина находится в исправном состоянии, а для этого потребуется:
Все эти процедуры значительно увеличат стоимость подержанных авто, что, по сути, и является одной из целей ЕС. Брюссель открыто заявляет, что хочет сократить вывоз «бэушек» в третьи страны, включая Беларусь.
С 2023 года Еврокомиссия активно продвигает идею «замкнутой экономики», согласно которой автомобили должны полностью перерабатываться внутри ЕС. Согласно Директиве 2000/53/EC, не менее 85% веса машины должно идти на переработку, а 95% – на восстановление.
Власти ЕС также планируют усилить контроль на границах, внедрив новые технологии для выявления «автохлама» – старых машин, которые Европа считает непригодными, но в других странах их еще ремонтируют и используют. Это приведет к дополнительным проверкам, что, конечно, скажется на стоимости ввозимых в Беларусь автомобилей.
Европейские автопроизводители жалуются, что постоянно растущие требования ЕС делают производство новых машин дороже. Например, в Stellantis подсчитали, что инженеры тратят до 25% рабочего времени только на то, чтобы автомобили соответствовали новым нормам.
Из-за этого исчезают бюджетные модели – если раньше в Европе ежегодно продавали до 1 млн новых машин ценой до 15 000 евро, то в 2024 году их реализовали всего около 100 тысяч.
Новые правила ЕС усложнят покупку подержанных авто и поднимут их стоимость. Если раньше можно было купить относительно свежую машину (до 5 лет) по приемлемой цене, то теперь бюрократия и дополнительные проверки сделают такой импорт менее выгодным.
Остается либо ориентироваться на более старые модели, либо искать альтернативные рынки – но и там цены могут поползти вверх из-за общего дефицита доступных автомобилей.