С 1 июня 2025 года в Беларуси вступили в силу два важных указа Президента — №94 и №95. Они касаются одного из самых животрепещущих вопросов для многих семей — строительства и покупки собственного жилья. Эти документы призваны упростить доступ к льготному кредитованию, сделать процесс получения квартиры более понятным и справедливым, а также усилить роль государства как гаранта стабильности в сфере недвижимости.
Фото из открытых источников
До этого времени граждане могли участвовать в долевом строительстве — то есть вносить свои деньги на возведение дома и получать квартиру после его завершения. Однако этот путь часто приводил к задержкам, финансовым рискам и даже судебным разбирательствам. Теперь такой способ исключен. Вместо этого льготные кредиты будут выдаваться только на покупку квартир в домах, уже построенных по государственному заказу. Это должно снизить риски для людей и повысить качество жилья.
Индивидуальное строительство (то есть возведение своего дома) остается возможным — для таких случаев сохраняется возможность получить льготный кредит как на строительство, так и на покупку готового жилья. Еще одно важное изменение — замена субсидий на погашение коммерческих кредитов на полноценные льготные займы. То есть вместо того, чтобы частично компенсировать уже взятые кредиты, государство теперь будет предоставлять их на выгодных условиях с самого начала.
Право на государственную помощь теперь имеют 21 категория граждан , в том числе молодые семьи, многодетные, инвалиды, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, военнослужащие, работники бюджетной сферы и многие другие. Каждый из этих слоев населения имеет свои особенности, и новый порядок старается учитывать эти различия.
Кроме того, 17 категорий граждан могут рассчитывать на разовые субсидии. Например, право на них получают дети-сироты, семьи с детьми-инвалидами, талантливые молодые ученые и представители других социально значимых групп. Размер субсидии зависит от доходов семьи, состава и других факторов, но не может превышать 70% от расчетной стоимости жилья.
Также расширен доступ к жилью, построенному по госзаказу. Ранее его могли купить только те, кто имел право на господдержку. Теперь же такие квартиры доступны всем гражданам, которые состоят на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Это шаг к большей открытости и равенству.
В основе нового подхода — принципиально иной способ строительства. Государственные организации, например управляющие кампании строительством (УКС), берут на себя всю работу по возведению домов. Люди не участвуют в этом этапе, что снижает нагрузку и повышает качество исполнения. Льготный кредит выдается самой организации-застройщику. После того как дом достроен и сдан в эксплуатацию, граждане заключают с ними договоры купли-продажи, и долг переходит к ним на выгодных условиях.
Также в каждом доме часть квартир может быть предназначена для социального или арендного найма. Это позволяет обеспечить доступ к жилью не только тем, кто может взять кредит, но и тем, кто временно не имеет достаточных средств.

Главный плюс реформы — повышение прозрачности и снижение рисков для граждан. Участие в долевом строительстве часто оборачивалось проблемами: задержками сроков, плохим качеством отделки, а иногда и полной потерей денег. Теперь такого быть не должно — все квартиры предлагаются уже готовыми, проверенными и соответствующими установленным нормам.
Еще один плюс — расширение круга тех, кто может воспользоваться помощью государства. Если раньше помощь была ограничена, то сейчас ее получают значительно больше людей, включая малоизвестные, но важные категории.
Однако есть и нюансы. Нужно время, чтобы система заработала без сбоев. Также важно, чтобы государственные застройщики смогли не только выполнить план, но и уложиться в сроки, обеспечить качество и доступность жилья. Еще один вопрос — как будет контролироваться реализация программы и как обеспечивается справедливое распределение квартир.
Новые указы — это первый шаг к более масштабным изменениям в жилищной политике страны. Эксперты отмечают, что если эта модель окажется успешной, она может стать основой для дальнейших инноваций, включая модернизацию городской инфраструктуры, развитие малоэтажного строительства и улучшение качества жизни в регионах. Пока сложно сказать, как быстро изменится ситуация на рынке жилья, но уже сейчас ясно одно: государство берет на себя ответственность за создание комфортных условий для жизни своих граждан. И это может стать началом новой эпохи в жилищном строительстве.