Актуальность участия родителей в подготовке домашнего задания — тема, которая волнует многих, ведь от правильного подхода зависит развитие самостоятельности и учебная мотивация ребенка. О нюансах этого непростого вопроса мы поговорили с учителем-дефектологом, специалистом по когнитивному развитию детей Аленой Шевченко .
Фото носит иллюстративный характер
— Да, но не вместо ребёнка, а как навигатор. В начальной школе (1–4 класс) помогаем организовать процесс, с 5 класса — постепенно передаем ответственность, для детей с особенностями и/или нарушениями — адаптируем задания под способности, но не выполняем, а лишь направляем.
— Организовываем пространство — постоянные время и место (стол с минимальными отвлекающими факторами), акцент на самостоятельность — ребенку необходим свой собственный опыт, без которого система знаний не формируется, поэтому предоставляем возможность пробовать самому, проявлять инициативу. Взрослый лишь направляет и, конечно, поддерживает.
Проверяем задания, спрашиваем, что вызвало сложности и разбираем ошибки без критики — «Давай посмотрим, где ты застрял?». Нагрузку можно дозировать, используя таймер — 25 минут работы, 5 минут отдыха. Внедряем визуальные подсказки — например, список шагов для решения задачи, то есть разбиваем мыслительный процесс на этапы.
— Делают уроки за ребенка, по итогу — он не учится анализировать. Кричат и ругают за ошибки, формируя страх неудачи и понижая самооценку. Сравнение с другими. Что можно делать вместо этого: хвалить за процесс, разрешать ошибаться (мир не рухнет, если ребенок допустит погрешности).
— Я думаю, что домашние задания необходимы — позволяют закрепить пройденный материал, особенно для детей с теми или иными особенностями, но хотелось бы в задания добавить практикоориентированности, ведь теория без практики мертва, (например, больше проектов, больше опытов), а для младших школьников — больше игрового компонента. Задания нужны, но хочется больше гибкости и индивидуализации, и главное не просто выполнить любой ценой, а понять тему, разобраться в вопросе.
— В первую очередь – связывать ожидания с реальностью: зачем учить английский, какие перспективы? В любом процессе важны мотивация и интерес. Предлагаю предоставлять ребенку самостоятельный выбор и контроль — пусть ребенок сам решает, с какого задания начать. Спойлер: начнет с того, что интереснее, и именно там будет сильная сторона вашего ребенка, которую важно рассмотреть и развить.
Безусловно, важно договариваться и создавать мотивацию — напишешь хорошо диктант — пойдем в аквапарк. Можно разработать систему баллов, зарабатываемых ребенком в конце недели: набрал 10 звезд — получил карманные деньги или что-то альтернативное.
— Я думаю, у каждого ребенка есть своя суперсила, важно ее рассмотреть! А вообще, хорошо бы держать фокус на прогрессе, а не на баллах и оценках: вспоминайте почаще, каким был ребенок, например, 6 месяцев назад. Не нужно фиксироваться на общественных ярлыках. Важно помнить, что 70% успеха во взрослой жизни — коммуникация и креативность. Поэтому, уважаемые родители, помните: задача не вырастить гения, а помочь ребенку найти свой путь, быть для него опорой!
И последний совет: домашние задания — не главная цель. Важнее сохранить любознательность и желание учиться. Если после школы ребёнок рыдает над учебниками — система не работает и подход надо менять.