1410 год. Восточная Европа стоит на пороге грандиозного конфликта. Тевтонский орден — могущественное военно-религиозное государство, созданное немецкими рыцарями во время Крестовых походов — уже более двух столетий ведет агрессивную экспансию на восток. Под предлогом «обращения язычников» крестоносцы захватили Пруссию, Ливонию, постоянно угрожают границам Польши и Великого княжества Литовского.
Атака рыцарей Ордена
Последней каплей стал мятеж в принадлежавшем ордену Жемайтии (историческая область Литвы) в 1409 году. Великий князь Литовский Витовт поддержал восставших, что привело к объявлению войны. Польский король Ягайло, двоюродный брат Витовта, заключил с ним военный союз против общего врага. Так началась Великая война 1409-1411 годов, кульминацией которой стало грандиозное сражение при Грюнвальде.

К июлю 1410 года две мощные армии сошлись у деревни Грюнвальд (современная территория Польши):
Тевтонский орден:
Польско-литовская армия:
Интересный факт: в войске Витовта сражались три смоленских полка, которые сыграют решающую роль в битве.

15 июля 1410 года. Предрассветный туман стелется над полем между деревнями Грюнвальд и Танненберг. В воздухе висит странное напряжение — словно сама природа затаила дыхание перед кровавым спектаклем. На холме, сверкая полированной сталью, выстраиваются в идеальные ряды «божьи рыцари» Тевтонского ордена. Их белые плащи с чёрными крестами покачиваются в утреннем ветерке. Великий магистр Ульрих фон Юнгинген обводит взглядом свои войска — он уверен в победе. Ведь против него какие-то «варвары»…
На противоположной стороне поля царит совсем иная картина. Здесь нет блеска идеальных доспехов — вместо этого пестрота и многообразие. Польские рыцари в крылатых шлемах, литовские всадники в кольчугах, русские дружинники со щитами, расписанными древними символами. А ещё татарские лучники, молдавские воины, чешские наёмники… Это не армия — это живое воплощение восточноевропейского котла народов.
Ягайло и Витовт знают — в открытом бою их войско не сравнится с вышколенными тевтонскими рыцарями. Но у них есть то, чего нет у врага — ярость, хитрость и безграничная ненависть к тем, кто два века топтал их землю под предлогом «святой миссии».
Полдень. Солнце стоит в зените, когда литовская конница с дикими криками бросается на правый фланг тевтонцев. Стальные клинья сходятся в смертельном танце. Казалось бы — вот он, момент истины! Но неожиданно литовцы начинают отступать. Сначала поодиночке, затем целыми отрядами.
«Они бегут!» — кричат тевтонские рыцари. Их командиры, ослеплённые перспективой лёгкой победы, бросают стройные ряды в погоню. Это роковая ошибка.
Витовт, наблюдающий за боем с холма, усмехается. Всё идёт по плану. Его воины не бегут — они заманивают закованных в броню крестоносцев в болотистую низину, где те теряют строй и становятся лёгкой добычей.
В этот критический момент на передовой разворачивается эпическая драма. Три смоленских полка, поставленные в центр, оказываются под сокрушительным ударом тевтонской конницы. Кажется, ещё немного — и их смешают с грязью. Но происходит невероятное.
«Стоять насмерть!» — раздаётся команда. И они стоят. Русские дружинники, сомкнув щиты, превращаются в живую стену. Копья ломаются, мечи зазубриваются об их доспехи, но они не отступают ни на шаг. Эта героическая оборона даёт драгоценное время Ягайло для подготовки решающего удара.
Ульрих фон Юнгинген видит, как битва поворачивается против него. В отчаянии он собирает последний резерв — 16 знамённых отрядов, цвет тевтонского рыцарства. «За мной!» — кричит он, бросаясь в самоубийственную атаку.
На мгновение кажется, что этот удар может переломить ход сражения. Но поляки встречают их стеной копий. В жестокой рубке гибнет почти весь цвет ордена. Самого магистра находят позже — его тело буквально изрублено, лицо неузнаваемо. Рядом — растоптанное в грязи знамя Великого магистра.

К вечеру всё было кончено. Поле усеяно тысячами тел. Особенно много белых плащей с чёрными крестами — из 250 братьев-рыцарей не уцелел никто. Победители всю неделю остаются на поле боя, демонстративно празднуя победу. Ягайло приказывает найти тело магистра — и когда его приносят, долго смотрит на поверженного врага.
«Сегодня пал не просто человек, — говорит он. — Сегодня пала целая эпоха.»

Спустя шесть столетий эта битва продолжает жить. Каждый июль в белорусских «Дудутках» оживает великая история. Здесь, под свист стрел и лязг мечей, реконструкторы воссоздают тот самый день, когда наши предки сломали хребет «непобедимым» крестоносцам.

PS: В нашем Telegram-канале сейчас разыгрываем 2 билета на фестиваль! Успейте принять участие и увидеть легендарную битву своими глазами.