100 RUB НБРБ 3.7037
-0.0166

USD НБРБ 2.9483
+0.0142

EUR НБРБ 3.459
+0.0255

10 CNY НБРБ 4.1756
+0.0188

100 RUB НБРБ 3.7037
-0.0166

USD НБРБ 2.9483
+0.0142

EUR НБРБ 3.459
+0.0255

10 CNY НБРБ 4.1756
+0.0188

Лучший курс на сегодня

USD
2.3
EUR
3.3
RUB
100
3.2

«Наш Грюнвальд 2025»: фестивальное закулисье

107
Life

Гости фестиваля с удовольствием отдыхали и наблюдали рыцарские бои, но были на фестивале и участники, у которых не менее насыщенная, закрытая от остальных жизнь. В первую очередь, конечно, это реконструкторы. Мы заглянули в палаточный лагерь, пообщались с участниками, побывали на конкурсе средневековых блюд, учились играть на гуслях и поговорили с ремесленниками.

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция Фото Анна Игнатеня для 024.by

Вход только для реконструкторов

Средневековый палаточный лагерь – место, куда вход посетителям запрещен. Оно и понятно, никому не понравится, если в ваш дом будут лезть любопытные и разглядывать, как вы переодеваетесь, отдыхаете, проводите свободное время. У каждого участника фестиваля должно быть такое место, где будут только свои. И это их временное место жительства, где установлены специальные тканевые палатки и шатры.

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Несмотря на то, что фестиваль был оснащен по последнему слову техники – оборудование, инструмент, электричество, готовое питание и банковские расчеты, реконструкторы живут по своим законам. Впрочем, на подобных массовых мероприятиях для гостей, никто не отказывает себе в удовольствии, воспользоваться теми или иными благами цивилизации. И все же основной быт организован в средневековом формате.

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Нам удалось немного прогуляться по территории и познакомиться с обитателями лагеря реконструкторов.

Без дела сидят редко

Здесь все подчинено законам самостоятельной жизни. Хот-доги в основном для гостей, реконструкторы же предпочитают готовить сами. Горят костры, разделывается мясо, крошатся овощи и грибы. Когда нужно делать все самостоятельно и нельзя полагаться на технику и магазины, то редко приходится сидеть сложа руки.

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Здесь же рыцари готовятся к своим будущим сражениям. Чинят и чистят доспехи, переодеваются, приводят в порядок оружие.

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Вообще у реконструкторов все должно быть аутентичным. Нельзя выйти и сделать вид, что ты в средневековом наряде, если шил его на машинке. Нельзя купить посуду фабричного производства и думать, что она чем-то напоминает средневековую. Поэтому среди реконструкторов всегда есть свои мастера, которые обеспечивают других нужными изделиями.

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Например, банально – средневековая вилка. Где ее взять? Только у кузнеца. Сегодня можно даже самому на мастер-классе выковать такую, но магазинные, естественно не подойдут. На фестивале многие реконструкторы с удовольствием покупают изделия у ремесленников, потому что только у них можно получить оригинальный глиняный кубок, деревянную ложку или даже кровать. Интересно, что мебель, которую ремесленники привезли на фестиваль, ушла в первые часы торговли.

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Отдых и развлечения

В средневековом лагере работает своя таверна, где можно пообедать, выпить, отдохнуть и пообщаться друг с другом. Это не современный фудкорт, где очереди и каждый сам по себе. Это место, где встречаются, общаются, развлекаются. В общем, для гостей фестиваля такого не предусмотрено, а реконструкторам обязательно нужно, ведь многие из них работали и сражались целый день.

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Своя программа у участников праздника началась еще в пятницу. Это гости в Дудутки попали только в субботу, а большинство реконструкторов заехало уже в четверг. У них было время не только полноценно подготовиться к двум довольно серьезным дням фестиваля, но и получить удовольствие от мероприятия в узком кругу.

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Проводят тут и свои внутренние конкурсы. Например, повара клубов состязались в приготовлении средневековых блюд. Чего только не было подано на стол, по каким только старинным книгам рецептов не готовили участники!

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Кулинарная история

Подача тоже была красивой и оригинальной, а каждое блюдо презентовалось жюри, чтобы главные ценители попробовали и выбрали победителя. Именно здесь среди судей мы познакомились с Еленой Микульчик – экспертом белорусской кухни и историком кулинарии. Елена автор нескольких книг, например, «Шляхецкае застолле» и «Шляхецкая кухня», а также «Смак беларусскай гісторыі». У нее можно найти мастер-классы и видео по кулинарии и истории блюд.

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Тут же на конкурсе, она не просто оценивала достоинства представленных яств, но и делилась историческими фактами.

— В средневековье в Англии виноградников было много, и вино было вполне приличного качества, поэтому в английских блюдах того времени виноград объясним. Это уже потом начался малый ледниковый период, и виноград перестал расти. Сейчас в Англии есть виноградники, это уже узкие такие винодельни, и уже не того уровня вино, — прокомментировала один из рецептов с использованием вина по старинному английскому рецепту Елена.

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

А еще эксперт рассказала о том, как приправы и травы использовались в Средневековье:

— Травы были очень популярны, среднестатистическое домохозяйство выращивало как минимум шесть видов трав, это не считая диких, а при монастырях выращивали и вовсе до 50 видов трав.

А как ели в средневековье? Елена рассказала интересную историю, связанную с традициями употребления пищи.

В средневековье в основном ели руками. Один шляхтич женился на девушке, которая приехала с востока. Она привезла вилку – трезубец. Возмущений было на этот счет немерено, потому что люди считали, что это трезубец дьявола. И ее все осуждали. И случилось так, что молодая женщина умерла при родах. Все тогда говорили: «Это потому, что она вилкой ела! Вот если бы не ела вилкой, то все бы было хорошо».

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Кроме того, что не было вилок, не было и тарелок.

— Были тарелки из хлеба, из плотного теста. Были еще хлебные ложки, которыми это все и ели. Соус пропитывал тарелку, и господа ее не ели, а отдавали либо прислуге, либо беднякам. Вот если хозяин хотел заслужить благосклонность малообеспеченных слоев населения, то отдавал им эти тарелки. А бедняки потом обсуждали, насколько вкусным был соус.

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Какими блюдами только не хвастали повара! Тут была и курица, фаршированная травами, и заяц с приправами в луковой подливе в хлебе, и сыр в кляре с вином, паштет с ягодами, марципаны, напиток гипокрас, похлебки, мясные блюда, отварная свекла и многое другое, которое на самом деле выглядело очень вкусно.

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Реконструкция – это возможность прожить другую жизнь

В лагере реконструкторов, конечно, не только мужчины, и даже не только еще и женщины. Есть и много детей. Некоторые из них – подростки, которые уже присоединились к клубам, другие же – дети самих реконструкторов, которые растут в этой особенной среде на грани двух миров – современного и средневекового.

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Удивительно и интересно было наблюдать за малышами и детками постарше, которые одеты в соответствующую одежду и обувь, гуляют на ручках у родителей, а некоторые вовсе лежат в корзинке. При этом на детской площадке с современной горки съезжает девчонка в средневековом платье, а рядом ее ровесница носит на руках пучок сена с птенцом, выпавшим из гнезда.

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Как стать реконструктором?

У этих детей есть возможность с рождения попасть в мир реконструкции, а потом решить – оставаться тут или нет. А вот взрослые и подростки, как правило, сами находят это увлечение. Мы пообщались с чудесной парой Домиником и Лилиан, а также с их маленьким сыном Домиником из минского военно-исторического клуба «Меч и Ворон». Вообще, молодых людей в обычной жизни зовут Егор и Виктория, но в клубе они выбирали себе другие имена. 

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

— Как вы пришли в реконструкцию, и когда это случилось? 

Доминик: — Я пришел в реконструкцию в 2016 году абсолютно случайно. Просто нашел страничку ВКонтакте клуба. Мне в целом было интересно, чем они занимаются. Я пришел, мне показали некоторые моменты, аспекты, которые были, наверное, в тот период времени мне близки. И я решил, что нужно попробовать остаться. И уже почти 10 лет я здесь. Уже и ребенок у меня в клубе родился.

Лилиан: — Я пришла в 2019 году. Мы познакомились с Домиником, с Егором, он и показал мне мир реконструкции. Как раз первый фестиваль, на который я приехала, был «Наш Грюнвальд». В 2021 году я уже пошила свой собственный комплект одежды. Тем самым вступила в клуб, выбрала имя. Теперь мы участвуем всей семьей.

— Что надо для того, чтобы вступить в клуб по-настоящему?

Доминик: — Тебе должно быть минимум 13 лет. Тогда нужно согласие родителей. И можно прийти в клуб. Есть базовые необходимости для того, чтобы ты мог продвигаться дальше. У тебя есть некоторый промежуток времени. На самом деле он достаточно сильно растягивается. Первое, ты выбираешь себе клубное имя. А второе, до фестиваля ты готовишь себе комплект, можно сказать, нижнего белья. Это камиза и брэ. С этого мы все начинаем.

Лилиан: — Дальше ты обрастаешь уже вещами, с которыми ты можешь выезжать на фестивали. То есть это костюм и какие-то бытовые вещи. 

Доминик: — В первую очередь важно, конечно, соответствующе выглядеть.

Лилиан: — У каждого есть свой путь в клубе. У парней в любом случае это мастерская, доспехи. То есть они должны, в идеале, учиться это создавать.

Доминик: — Но камиза и брэ — это то, что тебя демонстрирует. Если ты это сделаешь, то ты готов остаться. Не сделаешь, то, возможно, для тебя некоторые трудности неподъемными окажутся. С другой стороны, все можно решить финансово. И сделать это могут за тебя. Поэтому вступать в клуб — не обязательно что-то делать самому. Можно всегда воспользоваться знаниями и мастерством более старших коллег. 

— Скажите, пожалуйста, что вам лично дала реконструкция? 

Доминик: — Друзей. Просто бесконечное множество друзей. И интересное увлечение, про которое не стыдно рассказывать. Многие с восхищением тебя слушают. Кто-то с непониманием, конечно. Но в целом, есть что вспоминать. По большому счету, все годы, которые мы здесь проводим, мы собираемся вместе. 

Лилиан: — И у нас есть за плечами очень много интересных историй.

Доминик: — Да. Это дорогого стоит. Ну, а друзья, конечно, это самое важное. Со многими, мы вот уже все это большое время. Есть же люди, которые здесь достаточно долго. Больше 20 лет, кто-то больше 30. Много связей, много друзей.

— Что для вас самое сложное в реконструкции?

Доминик: — Находить время для того, чтобы заниматься производством или тренировками. Это лично мое. Сейчас работа, сейчас у нас семья, маленький ребенок. Если раньше я мог приходить в клуб раза три в неделю, стабильно, то сейчас мне тяжко выбраться и раз в три месяца туда. Это не сожаление, это просто временные трудности. Такие обстоятельства.

Лилиан: — Сейчас, как для мамы, тяжело в условиях. Особенно, если мы ездим на фестивали, которые не с туристами, а Living History. То есть вопрос, допустим, гигиены. В этом могут быть трудности, но они временные, пока маленький ребенок. Это все условности. 

— С другой стороны, осознаешь, насколько много мы получили, от современной цивилизации.

Лилиан: — Да, конечно!

Доминик: — Каждый найдет свое что-то сложное. Кому-то будет тяжело себе предметы добывать. Даже костюмы, доспехи и оружие очень много требуют сил, если пытаешься делать это сам.

— И времени, — подсказывает Лилиан.

Доминик: — Потому что на одну какую-то базовую вещь у тебя может идти от полугода до года. Если ты состоятельный, хорошо работаешь, ты можешь себе позволить это купить, тогда вопрос отпадает. 

Лилиан: — С другой стороны, интерес пропадает. Создавать вещи на самом деле интереснее. 

Доминик: — Оно тебя сильнее погружает во все это. Ты понимаешь, каким трудом все это дается и сильнее все ценишь. 

— Дайте определение, жизнь реконструктора — это? 

Доминик: — Это веселье, пот и выпивка. 

Лилиан: — Это возможность выйти из зоны комфорта 21 века и погрузиться в атмосферу, в такую сказочную необычную, 15 века.

С музыкой по жизни

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Многие реконструкторы играют на музыкальных инструментах, которые соответствуют их эпохе. На фестивале были музыканты, которые освоили волынку, дуду, флейту, лютню, гусли… Кстати, на последних мог попробовать играть каждый желающий, ведь на фестивале «Наш Грюнвальд» присутствовал знаменитый мастер и гусляр, музыкант и исполнитель авторской песни Алесь Чуйков.

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Алесь рассказывает, что последние годы он занимается авторской песней, но это не неожиданный переход от игры в музыкальном ансамбле, а возврат к прошлому. Давно, еще в юности, он начинал именно в клубе авторской песни «Плёс». Уже после, он даже вел педагогические занятия в Лингвистическом университете именно в клубе авторской песни. Но ему пришлось оставить это занятие, потому что коллектив, в котором он на тот момент состоял активно развивался.

— Мы репетировали каждый день, чтобы вырасти как музыканты. И совсем не было времени уже на клуб. Пришлось уйти.

Только спустя 18 лет Алесь возвращается к этому направлению. С гуслями в руках. Несмотря на то, что музыкант играет на разных инструментах, но главный из них в жизни Алеся – гусли.

— Как в вашей жизни появились гусли? Почему именно этот инструмент?

— У меня инженерное образование, и когда я впервые взял в руки гусли и услышал, как они звучат, пришел в восторг. Принцип звука тут совсем не такой, как в гитаре, например, и других струнных музыкальных инструментах. В них звук сразу бьет по деке, сильная отдача. А тут дека удалена от струн, нет никакого прямого взаимодействия, и звук постепенно распространяется и расширяется. Это уникально. И это меня восхитило, как человека с инженерным образованием. Вторая причина – это простота. Можно долгие годы не играть, но взяв в руки гусли, сразу сможешь исполнить что-то. Дело в том, что тут нет мелкой моторики, все основано на крупных моторных действиях. Для них не нужно регулярных тренировок. Научился и уже не забудешь.

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

В связи с этим Алесь рассказывает интересную историю про эксперимент, который провели в России. Там еще до войны в деревнях перестали играть на гуслях. Раздали их по музеям. И вот спустя пятьдесят лет примерно, сделали гусли и привезли их в глубинку. Предложили сыграть бабушкам и дедушкам. Те сперва сопротивлялись, были уверены, что не смогут исполнить ничего, но когда взяли инструмент в руки, то гусли просто запели.

— Представляете, сидит бабулечка, которая последний раз в детстве играла на гуслях, и исполняет такие сложные композиции очень профессионально!

— Насколько сложно научиться играть?

— Очень быстро и легко на самом деле. Три-четыре занятия и вы будете профессионально владеть инструментом, хоть на концертах выступать.

Алесь показывает на реконструктора рядом:

— Тебе вот вовсе двух занятий хватило у меня.

Тот, правда, сопротивляется и уверен, что дальнейшее обучение все же ему потребовалось, но в целом соглашается, что учиться просто.

— Многие вообще выучат всего пару аккордов и им на всю жизнь хватает, чтобы исполнять музыку на гуслях. Давайте, я вас научу.

Наш Грюнвальд фестиваль реконструкция
Фото Анна Игнатеня для 024.by

Мастер-класс от профессионала

Мы садимся, берем в руки инструмент. Сперва не совсем ясно, как удобнее зажимать аккорды, но потом понимаешь, что не нужно мучиться, а стоит поставить руку на том расстоянии, как тебе удобно. Первый аккорд совсем простой. Пробуем провести по струнам, раз, другой, третий…. И уже получается. Теперь легкий удар по струнам вниз. Спустя пять минут уже изучаем второй аккорд. Теперь нужно научиться их комбинировать и переставлять так быстро, как того требует музыка. Но что удивительно, второй аккорд столь же простой, как и первый. Немного переставляем одновременно все пальцы – и уже новое звучание. Все и вправду кажется довольно просто. Звучание гуслей в наших руках, конечно, далеко от того, что выходит у музыканта. Но впервые в жизни приходит вера в то, что мы не безнадежны.

— Гусли – это прекрасный инструмент для тех, кто хочет научиться играть, а потом повесить инструмент на стенку и снимать только по праздникам, чтобы показать, какой он крутой профессионал. Разучиться невозможно.

Алесь Чумаков исполнил и записал несколько альбомов, где переведенные песни звучат на родном белорусском языке под чудесный аккомпанемент на этом старинном, но таком интересном инструменте. Музыкант сам делает гусли, сам обучает на них играть и пытается показать миру, что такой чудесный инструмент незаслуженно забыт. И у него получается. Во всяком случае на фестивале у гуслей точно стало больше поклонников.

Одежда, еда, предметы быта, музыка, образ жизни Средневековья – это то, о чем нам никогда не увидеть в документальных фильмах и на фотографиях. Максимум, что нам досталось – редкие литературные источники, картины и музейные находки, но они лишь отдаленно переносят в эпоху, если не погружаться в серьезное изучение. И тут на помощь приходят реконструкторы, которые каждый день не только задаются вопросом «Как это было?», а создают все так, как оно существовало и изготавливалось сотни лет назад. И на таких фестивалях, как «Наш Грюнвальд» мы можем немного больше понять человека, который жил в те сложные, но интересные времена.

Наш канал в Telegram и Дзен Присоединяйтесь к нам! Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот.

Последние новости

Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies.
Принять
Отказаться