100 RUB НБРБ 3.7037
-0.0166

USD НБРБ 2.9483
+0.0142

EUR НБРБ 3.459
+0.0255

10 CNY НБРБ 4.1756
+0.0188

100 RUB НБРБ 3.7037
-0.0166

USD НБРБ 2.9483
+0.0142

EUR НБРБ 3.459
+0.0255

10 CNY НБРБ 4.1756
+0.0188

Лучший курс на сегодня

USD
2.3
EUR
3.3
RUB
100
3.2

От танцевальной чумы до эпидемии смеха: самые странные случаи массового безумия в истории

132
Life

Массовый психоз или массовая истерия представляет собой феномен, будоражащий умы ученых на протяжении десятилетий. Это загадочное явление, характеризующееся внезапным и одновременным проявлением у значительного числа людей симптомов, не имеющих органической основы. Они могут быть как физическими, так и психологическими, и их возникновение обусловлено не реальной угрозой, а коллективной иллюзией, передающейся по принципу заражения. О самых известных случаях умственных эпидемий, расскажет корреспондент 024.by.

Салемские ведьмы Фото из открытых источников

Как проявляется массовый психоз

Вспышки массовой истерии поражают группы людей, часто детей и подростков, проживающих в условиях изоляции или ограниченного социального взаимодействия. Изолированность, ограниченный доступ к информации, а также усиленная взаимозависимость членов группы – факторы, способствующие распространению подобных «эпидемий». Симптомы могут варьироваться от неконтролируемого смеха и обмороков до припадков, головокружения, мышечной слабости и других проявлений, не имеющих физического обоснования. Медицинские обследования пострадавших не выявляют никаких патологий.

В истории человечества массовая истерия проявляла себя в различных формах, часто отражая культурные и социальные условия своего времени. В Средневековье, в эпоху религиозного доминирования и распространения суеверий, причиной подобных явлений считали колдовство, одержимость бесами или божественное наказание. В современном мире, несмотря на значительный прогресс в медицине и психологии, массовая истерия остается загадкой. Рассмотрим несколько случаев умственных эпидемий в истории.

Эпидемия самобичевания (XIII век)

Топ-5 массовых психозов в истории
Фото из открытых источников

Один из ярких примеров – эпидемия самобичевания, пронесшаяся по Европе. Это религиозно-мистическое движение, связанное с квиэтизмом – стремлением к смирению и покаянию, приобрело разрушительные масштабы. Явление, впервые зафиксированное историческими хрониками в 1260 году, возникло в Италии, в период ожесточенной борьбы между папской властью и Священной Римской империей.

Центральной фигурой раннего этапа стала личность пустынника Райнера из Перуджи. Его проповеди, призывающие к искреннему покаянию и добрым делам, собирали огромные толпы людей – тысячи верующих, представителей всех возрастов и социальных слоев, от бедняков до знати. Они совершали публичные акты самоистязания, бичуя себя в течение 33 дней, которые символизировали жизнь Христа. Эти проявления экстремального аскетизма распространялись как лесной пожар, захватывая многие страны Европы.

Настоящий апогей эпидемии пришелся на годы «черной смерти» – чумы, которая косила население целыми городами и селами. В условиях всеобщего ужаса и бессилия перед лицом смерти, самобичевание приобрело еще большую значимость. Люди, чувствуя первые симптомы болезни, независимо от своего положения и состояния здоровья, часто бросали все и присоединялись к массовым шествиям на городских площадях. Они избивали себя шипастыми плетьми, произнося молитвы о прощении. В акте самоистязания они видели единственный способ искупить грехи и избежать смерти.

Мяукающие монахини (1491 год)

мяукающие монахини
Фото из открытых источников

Во французском монастыре одна из монахинь начала издавать пронзительные мяукающие звуки, словно кошка. Как лесной пожар, странный феномен охватил весь монастырь. Одна за другой монахини, включая саму аббатису, поддались необъяснимому влечению, мяукая с дикой, почти животной страстью. Попытки узнать причину массового безумия оказались тщетными. Монахини, словно одержимые, не могли объяснить свое поведение.

В средневековом мире кошка считалась существом, тесно связанным с темными силами, предвестником злых чар и колдовства. Поэтому, когда весть о мяукающих монахинях достигла крестьянских деревень, паника охватила окрестности. Страх перед дьявольским вмешательством заставил людей обратиться за помощью к солдатам. Монахини подверглись жестокому наказанию: их били и пороли плетьми, пытаясь прекратить мяуканье. Только после этого истерию удалось остановить.

Также зафиксированы случаи, когда последствия подобных явлений приводили к серьезным травмам. Так, в немецком аббатстве XV века монахиня начала кусать своих сестер. Акт агрессии распространился среди обитательниц, превратившись в цепную реакцию взаимных укусов. Это поведение вышло за пределы обители, распространившись по другим монастырям Германии, Голландии, Италии, достигнув даже Священной Римской империи.

Монастырские стены часто скрывали подобные массовые психозы, охватывающие сразу множество обитательниц обители. Современная психиатрия легко объясняет подобное явление: стресс, замкнутое пространство, тяжелые религиозные обеты, изнурительный труд – все это способно сломать психику, вызывая массовую истерию. Однако в Средневековье понимание психических расстройств отсутствовало. Любое отклонение от нормы списывалось на происки Сатаны, злые чары и колдовство. Подобные события рассматривались как проявление божественного гнева или вмешательства нечистой силы.

Танцующая эпидемия (1518 год)

танцевальная чума
Фрагмент картины Питеря Брейгеля «Танец Святого Вита в Моленбеке»

Дело было в Страсбурге. Все началось с одной женщины, которая внезапно вышла на улицу и начала бесконтрольно танцевать, не останавливаясь ни на минуту, день за днем. Спустя семь дней к ней присоединилось еще 34 человека. Каждый день число танцующих увеличивалось, как снежный ком. К концу месяца по улицам Страсбурга носилось около четырехсот человек, охваченных этим недугом. Люди плясали до полного изнеможения, не ели и не спали сутками, стирали ноги в кровь. Пятнадцать человек умерли от истощения, сердечных приступов и инсультов.

Городские власти, испуганные масштабами катастрофы, попытались предотвратить дальнейшее распространение «чумы». Однако средневековая медицина была бессильна перед таким необычным недугом. Ее арсенал состоял из лишь двух «универсальных» методов: «лечение подобное подобным» и кровопускание.

Сначала танцующим предоставили большой зал в муниципалитете, наняли музыкантов. Но это только усугубило ситуацию. Музыка, вместо того чтобы успокоить измученных людей, подстегивала их безумный танец. Тогда власти прибегли к более жестоким мерам. Танцующих насильно валили на землю, связывали и делали надрезы, надеясь выпустить «дурную кровь». И если смерть можно считать своего рода «излечением», то эта методика действительно показала некоторые «результаты».

Молитвы, обряды экзорцизма – ничто не помогало остановить эпидемию. В конце концов, власти приняли решение о массовой депортации танцующих. Их погрузили на телеги и вывезли за городскую черту, надеясь избавиться от «заразы». В итоге, население города сократилось почти на пятьсот человек.

Несколько лет спустя в Страсбург приехал известный швейцарский врач Парацельс. Он оставил подробное описание этого события, выделив два типа болезни, известной также как «пляска святого Вита» или хорея (от греческого «хорос» – «танец»). «Малая хорея», по его мнению, была проявлением ревматической лихорадки, вызывающей непроизвольные движения. А вот «большая хорея», судя по всему, и была той ужасающей эпидемией, которая охватила жителей Страсбурга в 1518 году.

Топ-5 массовых психозов в истории
Злаки со спорыньей

Подобные эпидемии «танцевальной чумы» были не редкостью в средневековой Европе. Нет единого мнения относительно ее причин. Одна из наиболее распространенных теорий связывает «большую хорею» с отравлением спорыньей – паразитическим грибом, поражавшим рожь, являвшуюся в то время основной пищей для большей части населения Европы. Спорынья содержит алкалоиды, по своему действию схожие с ЛСД, которые могут вызывать сильнейшие конвульсии и галлюцинации.

Однако, многие исследователи склонны считать, что «танцевальная чума» была следствием не столько физического отравления, сколько массового психоза, усугубленного религиозным экстазом. Добавьте к этому невыносимые условия жизни средневекового человека: бедность, голод, болезни, постоянная угроза войны и насилия – и станет понятно, насколько легко было заразиться коллективным безумием.

Эпидемия смеха (1962 год)

Топ-5 массовых психозов в истории
Фото из открытых источников

В миссионерском интернате для девочек в Танганьике (нынешняя Танзания) три ученицы вдруг начали истерически смеяться. Через короткое время к ним присоединились другие, и вскоре весь интернат был охвачен непрерывным, безудержным хохотом. 95 из 159 учениц в возрасте от 12 до 18 лет были поражены этой странной эпидемией. Для большинства приступ смеха длился несколько часов, но некоторые девочки смеялись непрерывно в течение 16 дней, теряя сознание от полного истощения.

Смех то прекращался, то снова возвращался, продолжаясь несколько месяцев. Школу пришлось закрыть, так как учебный процесс стал невозможен. Но на этом эпидемия не закончилась. Она распространилась на соседнюю деревню, заразив еще 217 человек, в основном молодых людей. В общей сложности психоз затронул около тысячи человек, приведя к закрытию 14 школ. Только через 18 месяцев эпидемия исчезла столь же таинственно, как и началась.

Ученые полагают, что ее причиной стал сильный стресс. Условия в школах были далеки от идеальных, девочки испытывали сильное давление из-за тяжелых экзаменов и завышенных ожиданий со стороны учителей и родителей. Ситуация способствовала развитию массовой истерии, которая быстро распространялась в закрытом коллективе.

Салемские ведьмы (1692 год)

Топ-5 массовых психозов в истории
Фото из открытых источников

Салемские процессы – яркий пример того, как стадное поведение, подпитываемое социальными и природными факторами, может привести к ужасающим последствиям. Началось все с необъяснимого поведения нескольких молодых девушек: Эбигейл Уильямс, Бетти Пэррис, Анны Путнам и Елизабет Хуббард. Их симптомы были пугающе разнообразны: неконтролируемые крики, странные, неестественные позы тела, неспособность сосредоточиться даже во время церковных служб – все это вызывало ужас и недоумение в религиозном, строгом сообществе пуритан Салема.

Вначале, девочки обвинили в колдовстве Титубу, рабыню из семейства местного пастора Сэмюэля Пэрриса. Однако, это стало лишь искрой, которая воспламенила пожар массовой паники. Обвинения в колдовстве распространились по Салему, поражая все больше и больше людей. Новые «жертвы», имитируя или действительно испытывая странные симптомы, появлялись с пугающей регулярностью, указывая пальцем на все новых и новых «ведьм». Ситуация вышла из-под контроля.

Губернатор колонии Массачусетс, находящийся под влиянием пуританских убеждений, назначил суд для разбирательства с этими «дьявольскими происками». Процессы превратились в фарс, где доказательствами служили неоднозначные показания «заболевших» девушек, предвзятые рассказы соседей, и даже случайные совпадения. В суде проходили не только люди, но и… собаки! Животных обвиняли в околдовывании людей, что само по себе демонстрирует уровень абсурда и всеобщего безумия, охватившего Салем.

Особую трагическую роль сыграли показания, полученные под пытками. Под угрозой жестоких истязаний, многие люди, желающие избежать мучительной смерти, дали ложные признательные показания. В суде не действовали законы справедливости. Обвинения часто исходили от членов семьи обвиняемых, в некоторых случаях из-за денежных споров или мести. Разоблаченные «ведьмы» были повешены. А один мужчина погиб в результате двухдневных пыток: на его тело клали тяжелые камни до тех пор, пока не проломилась грудная клетка. В общей сложности, около 200 человек были обвинены в колдовстве в Салеме. Среди казненных – 19 человек, включая 5 мужчин.

Ошибочно полагать, что причиной всего этого стала только религиозная строгость пуритан. Салему предшествовали годы неурожая, вызванные несколькими холодными зимами, и эпидемия оспы, которая унесла множество жизней и посеяла страх и отчаяние среди населения. В город устремились беженцы, спасающиеся от войны между Британией и Францией в американских колониях, что еще больше обострило социальную напряженность. Наконец, постоянная угроза нападений со стороны соседних индейских племен создавала атмосферу страха и недоверия.

Наш канал в Telegram и Дзен Присоединяйтесь к нам! Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот.

Последние новости

Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies.
Принять
Отказаться