Привычный троллейбус, тихо скользящий по улицам Могилева или Бобруйска, — это неотъемлемая часть городского пейзажа. Для миллионов пассажиров в год это удобный и доступный способ добраться на работу, учебу или по делам. Но недавняя проверка прокуратуры показала, что за этой будничной картиной скрываются серьезные организационные и финансовые проблемы, которые в конечном счете ставят под вопрос самое главное — безопасность людей. Результаты проверки стали тревожным сигналом, вскрывшим системные недочеты в работе ключевого для городов транспорта.
Фото из открытых источников
Чтобы понять серьезность ситуации, достаточно взглянуть на цифры. Троллейбусные парки Могилева и Бобруйска — это огромная система. На их балансе находится 143 троллейбуса, которые обслуживают 11 маршрутов общей протяженностью более 300 километров. Спрос на их услуги постоянно растет: только за прошлый год пассажиропоток превысил 38 миллионов человек, увеличившись на 2,5%. Казалось бы, растущая популярность должна стимулировать развитие, но на деле все обстоит иначе.
Проверка прокуратуры выявила шокирующую цифру: около 82,5% всего подвижного состава эксплуатируется сверх нормативного срока службы. Проще говоря, подавляющее большинство троллейбусов, перевозящих людей, давно выработали свой ресурс. Как отмечают специалисты в сфере транспорта, нормативный срок службы для такой техники составляет десять лет. После этого она требует либо капитального ремонта, либо замены. Однако в троллейбусных парках области капитальный ремонт проводится лишь выборочно, а обновление парка идет крайне медленно.
Изношенная техника — это не просто вопрос комфорта. Это прямой путь к постоянным поломкам и огромным финансовым затратам. Проверка показала, что только за 2024 год было зафиксировано более полутора тысяч случаев аварийного схода троллейбусов с линии. Каждый такой случай — это не только сорванный рейс и неудобства для пассажиров, но и потенциальный риск.
Кроме того, поддержание старых машин на ходу обходится бюджету в копеечку. За последние два года на их ремонт было потрачено более 1,8 миллиона рублей. Эти деньги, по сути, уходят на бесконечное «латание дыр» вместо того, чтобы быть вложенными в покупку нового, надежного и экономичного транспорта. Получается замкнутый круг: чем старше парк, тем больше он ломается, тем больше денег уходит на ремонт, и тем меньше средств остается на долгожданное обновление.

Ситуация усугубляется тем, что реальные темпы обновления парка не соответствуют государственным планам. В рамках утвержденной Президентом программы социально-экономического развития на 2021–2025 годы предполагалось системное обновление общественного транспорта. Однако факты говорят об обратном. С 2020 года из-за полного физического износа предприятиям пришлось списать 64 троллейбуса. А сколько было закуплено взамен?
Как установили в прокуратуре, за последние десять лет парки приобрели всего 22 новые машины. А за время действия текущей госпрограммы, с 2021 года, было закуплено лишь 9 троллейбусов. Это капля в море на фоне общего износа и растущих потребностей. Выводы прокуратуры звучат однозначно: выявленные проблемы не способствуют обеспечению должной безопасности пассажирских перевозок. Эта проверка — не просто протокол с цифрами, а серьезный повод задуматься о будущем общественного транспорта в регионе и о безопасности миллионов его пассажиров.