6 августа 1961 года стало знаменательной датой в истории человечества. В 9 утра по московскому времени с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток-2», несущий на борту 25-летнего советского космонавта Германа Титова. Это событие стало вторым в истории полетом человека в космос, но имело беспрецедентное значение, поскольку Титов провел на околоземной орбите целых 25 часов 11 минут, совершив 17 витков вокруг Земли. Кто такой Герман Титов, почему его выбрали для полета и как проходила подготовка, расскажет корреспондент 024.by.
Фото из открытых источников
Герман Титов, выпускник Сталинградского летного училища, выделялся своей исключительной подготовкой. Его практика насчитывала 240 летных часов, он обладал идеальными физическими данными и поражал выносливостью, выдерживая десятикратные перегрузки. При этом Герман Титов умудрялся сохранять оптимизм и даже шутить в самых напряженных ситуациях, что свидетельствовало о его исключительной психологической устойчивости.
Изначально, он попал в тройку претендентов на первый полет в космос, вместе с Юрием Гагариным и Григорием Нелюбовым. Выбор первого космонавта оставался тайной до самого последнего момента. Существует несколько версий того, почему предпочтение отдали Гагарину. Одна из них связана с трагическим событием в семье Титова незадолго до полета: смерть его семимесячного сына, родившегося с пороком сердца. Эта трагедия могла вызвать сомнения в его психологической готовности к полету.
Другая версия упирает на имя космонавта. Герман – не типично русское имя, а первому космонавту нужно было стать ярким символом Советского Союза, и имя Юрий Гагарин лучше подходило под этот образ. Наконец, существует версия, что Титова «приберегли» для будущих, более сложных миссий, так как первый полет был сопряжен с высоким риском. Не все предшествующие испытания с животными заканчивались удачно, и гарантий успешного полета не было.
Всего через три месяца после триумфального полета Юрия Гагарина, ознаменовавшего начало космической эры для человечества, в безбрежные просторы космоса устремился Герман Титов. Его кандидатура рассматривалась как приоритетная, и у него был свой дублер, готовый в любой момент заменить его. Он стал самым молодым человеком, когда-либо совершившим орбитальный полет. В ходе своего полета Герман Титов выполнил ряд важных научных задач. Он первым сфотографировал Землю из космоса, провел первый в истории космический обед и ужин в условиях невесомости, и ему даже удалось немного поспать.
Уже на четвертом витке вокруг Земли космонавт столкнулся с неприятными симптомами, похожими на морскую болезнь. Головокружение, тошнота, усиливающиеся при наблюдении за вращающейся Землей из иллюминатора и резких движениях головой – все это заставило Титова испытать серьезные физические неудобства. Однако, волевой характер космонавта не позволил ему поддаться неприятным ощущениям. Сконцентрировавшись, сосредоточившись на выполнении программы полета и удерживая взгляд на определенной точке, он подавлял симптомы и продолжал свою работу.

Но подвиг Германа Титова заключался не только в продолжительности полета и преодолении физического дискомфорта. Он стал первым космонавтом, самостоятельно управлявшим космическим кораблем, снимавшим на кинокамеру и делавшим первые фото нашей планеты из космоса. Эти достижения значительно расширили понимание возможностей человека в космическом пространстве и открыли новые перспективы для дальнейших исследований.
Однако мало кто знает, что полет Титова чуть не закончился трагедией. Во время приземления автоматическая система посадки включилась вовремя, торможение прошло штатно, и на высоте около 7 километров он катапультировался, чтобы приземлиться на парашюте. Уже летя в воздухе, Герман увидел, что его несет прямо на движущийся под ним поезд. Для самого космонавта это выглядело как неминуемая катастрофа, но чудом ему удалось успешно сесть всего в нескольких десятках метров от железнодорожных путей и не попасть под поезд.
И даже после успешного приземления приключения Титова не закончились. Выбравшись из спускаемого аппарата, он был задержан местными властями, поскольку его неожиданное появление в поле, в необычном снаряжении, вызвало подозрения. Ему пришлось затратить время, доказывая свою личность и рассказывая о своем космическом полете.
После возвращения на Землю Германа Титова ждала всенародная слава. Его имя стало символом мужества и достижений советской науки. Сотни новорожденных в Советском Союзе получили имя Герман в его честь. За свой беспримерный подвиг майор Герман Титов был удостоен высочайшей награды – звания Героя Советского Союза, ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В знак признания его заслуг он получил новую квартиру и новый автомобиль «Волга» со спецномером «0002» (номер «0001» был у автомобиля Гагарина).

Несмотря на то, что этот полет стал его единственным путешествием за пределы земной атмосферы, он продолжил самоотверженно служить в отряде космонавтов, неуклонно стремясь расширить границы человеческих возможностей в освоении космоса. Его стремление к знаниям и развитию проявилось в поступлении и успешном окончании Военно-воздушной инженерной академии, что стало прочным фундаментом для дальнейшей научной и исследовательской деятельности.
Титов принимал активное участие во всевозможных космических программах, внося неоценимый вклад в их развитие. Его коллеги всегда отмечали его исключительно широкий кругозор и удивительную многогранность интересов. Это нашло отражение в его деятельности, которая охватывала широкий спектр направлений, от организации социальной инфраструктуры для детей космонавтов – строительства школ и детских садов, – до участия в разработке сложнейших космических аппаратов, требовавших глубоких знаний в различных областях науки и техники.
Титов проявил себя как талантливый писатель, издав пять книг, посвященных авиации и космонавтике. Эти произведения, такие как «Семнадцать космических зорь», «Первый космонавт планеты», «Голубая моя планета», «На звездных и земных орбитах», стали настольными книгами для многих поколений космонавтов. Кроме того, он активно участвовал в создании документальных научно-популярных фильмов, распространяя свои знания и вдохновляя новых поколений исследователей.
Параллельно с практической деятельностью и литературными трудами, Титов добился значительных успехов в научной сфере. Он стал академиком Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского и Международной академии информатизации. С 1973 года он возглавлял крупные научно-исследовательские программы в области космонавтики, руководя командами ученых и инженеров, работающих над передовыми технологиями. В 45 лет он защитил кандидатскую диссертацию по военным наукам, а к середине 80-х годов стал доктором наук.
В 1988 году ему было присвоено звание генерал-полковника авиации. Даже уйдя в запас в 1991 году, он продолжил активно трудиться на благо космической отрасли, в частности, в 1999 году возглавив Федерацию космонавтики РФ. Всю свою жизнь Герман Титов был полон глубокого уважения к потенциалу космической техники и науки.
Его полет стал не просто космическим путешествием, а реальной проверкой человеческих возможностей, доказательством того, что жизнь и работа в условиях невесомости возможны и эффективны. Он внес неоценимый вклад в развитие космической отрасли и заложил фундамент для будущих достижений человечества в освоении космического пространства. Его жизнь – яркий пример самоотверженности, трудолюбия и стремления к познанию неизведанного.