Цирк — это мир, где реальность переплетается с фантазией, где сила, ловкость и отвага заставляют зрителей замирать от восторга. Но за яркими огнями и аплодисментами скрывается долгая и порой жестокая история, полная удивительных превращений.
Фото из открытых источников

Само слово «цирк» происходит от латинского circus — «круг». Но в Древнем Риме цирк мало напоминал современное шоу. Это было место кровавых зрелищ: гонки колесниц, где возницы гибли на поворотах, гладиаторские бои, казни и травля зверей. Публика жаждала зрелищ, и чем страшнее — тем лучше.

Однако уже тогда существовали и другие развлечения: акробаты, жонглеры и дрессированные обезьяны развлекали народ на улицах и пирах. Но эти представления считались низким жанром — настоящий «цирк» должен был литься кровью.


С приходом христианства кровавые зрелища запретили, но народ жаждал развлечений. По дорогам Европы бродили бродячие труппы — жонглеры, канатоходцы, фокусники. Они выступали на ярмарках, а порой смыкались с цыганами, создавая целые кочевые династии.
В России их называли скоморохами — эти веселые лицедеи разыгрывали сценки, водили медведей и показывали акробатические трюки. Их искусство стало прародителем и цирка, и театра, и эстрады.

В 1768 году англичанин Филипп Астлей, бывший кавалерист, открыл в Лондоне первый стационарный цирк. Его главным номером была вольтижировка — головокружительные трюки на скачущей лошади. Но чтобы удержать публику, он разбавлял программу клоунами, акробатами и жонглерами. Так родился цирк в его современном виде.

Вскоре цирки начали появляться по всей Европе. Во Франции итальянец Антонио Франкони первым назвал свое заведение «цирком», а в России братья Никитины — бывшие крепостные, начинавшие с уличных представлений — построили первые стационарные цирки в Саратове, Киеве и Москве.

Но не все в истории цирка было прекрасно. В XIX веке в «цирках уродов» показывали людей с физическими аномалиями: карликов, великанов, бородатых женщин, людей с гипертрихозом (волосатым телом). Их выставляли как диковинки, а зрители могли дотронуться или даже толкнуть «экспонат».

Дрессировка животных тоже была жестокой — зверей били кнутами, чтобы сломить их волю. Даже клоунада строилась на унижении: артистов осыпали насмешками, а иногда и мусором.

К счастью, цирк менялся. Вместо боев животных пришли изящные номера дрессировщиков, клоуны перестали быть объектами насмешек, а «шоу уродов» ушли в прошлое.
Сегодня цирк стоит на перепутье. Многие страны запрещают использование диких животных в представлениях, а такие труппы, как Cirque du Soleil, доказывают, что магия цирка — в таланте людей, а не в страхе зверей.


Цирковое искусство в Беларуси имеет богатую историю, уходящую корнями в народные гуляния и ярмарочные представления. От первых бродячих трупп до величественного стационарного цирка в Минске — путь был долгим и насыщенным событиями.
Первое документально зафиксированное цирковое представление в Минске состоялось в 1853 году — это был австрийский цирк Карла Гинне, развернувший шатер в Троицком предместье. Афиша обещала «грандиозное и весьма шумное зрелище», включая смертельные трюки.
Но настоящий прорыв случился в 1884 году, когда в Минске открылся первый стационарный цирк — «Цирк братьев Никитиных» на Соборной площади (ныне площадь Свободы). Деревянное здание на 800 мест быстро стало культурным центром, где выступали не только циркачи, но и театральные труппы. Однако духовенство возмущалось соседству цирка с храмами, и вскоре здание перенесли — сначала на Троицкую гору, затем в Губернаторский сад (сейчас там стоит памятник Горькому).
В начале XX века цирк в Минске процветал. Здесь выступали легенды: Анатолий Дуров, братья Труцци, Иван Поддубный. Особой популярностью пользовались борцовские поединки и клоунада. Один из клоунов даже шутил:
«Дом штукатурится раз в год, а минская барышня — пять раз в день!»
В 1930 году в Городском саду (ныне парк Горького) построили новое шапито на 1200 мест. Его директором стал Борис Кабищер — человек, которому суждено было спасти цирк в годы войны.
22 июня 1941 года цирк готовился к открытию сезона. Билеты были раскуплены, но вместо представления началась бомбежка. Здание сгорело, часть животных погибла. Морских львов выпустили в Свислочь, но их дальнейшая судьба неизвестна. Артистов эвакуировали в Омск, где уже 7 ноября 1941 года белорусский цирк дал первое представление для солдат, уходящих на фронт.

В 1946 году цирк-шапито восстановили на прежнем месте — его подарил Минску город Орел в обмен на… канистру самогона и сало (редкая роскошь в те годы).
Но главное событие ждало впереди. В 1959 году на проспекте Сталина (ныне Независимости) открылся первый в СССР послевоенный каменный цирк — роскошное здание с куполом и колоннами. Его зал вмещал 1668 зрителей, а сцена позволяла проводить даже водные шоу.

Первый спектакль собрал легенд: Али-бек Кантемиров (тот самый, чьи гастроли сорвала война) и Ирина Сидоркина (дрессировщица морских львов). Но радость омрачила смерть Бориса Кабищера — он скончался во время репетиции. В его честь объявили траур, а сезон закрыли.
Сегодня Белорусский государственный цирк — один из самых престижных в СНГ. После реконструкции 2010 года он обзавелся:
Здесь выступают коллективы со всего мира, а белорусская программа «Звёзды Беларуси» гастролирует по Европе и Азии. Цирк продолжает традиции благотворительности, устраивая спектакли для детей-инвалидов и ветеранов.
Белорусский цирк — это не только про развлечение, но и часть истории, где смех, риск и искусство переплелись навсегда.