В представлении многих викинги — это киношные персонажи, суровые бородатые воины, которые грабили далекие земли где-то на западе Европы. Связь этих северных мореходов с историей Беларуси кажется чем-то туманным и далёким. Долгие годы эта тема оставалась в тени, уступая место более привычным историческим концепциям. Но современные данные археологии и новый взгляд на старые летописи рисуют совершенно другую картину: скандинавы, которых на наших землях называли варягами, сыграли важнейшую роль в рождении первой государственности на территории современной Беларуси. Пришло время спокойно и без идеологических предубеждений взглянуть на эту захватывающую страницу нашего прошлого.
Фото из открытых источников
Чтобы понять, почему о роли викингов так долго говорили вполголоса, нужно заглянуть в недавнее прошлое. В советское время главной идеей была концепция о «триедином народе» — русских, украинцах и белорусах, что подчеркивало их якобы общее и неделимое происхождение. В такой системе координат любое предположение о серьезном внешнем влиянии на заре становления государственности выглядело неуместным и даже враждебным. Особенно острым раздражителем была так называемая норманская теория.
Что это такое простыми словами? Это концепция о том, что первые князья на землях восточных славян были скандинавского происхождения. Однако в советской пропаганде эту теорию намеренно исказили до карикатуры. Ее подавали так, будто местные племена были дикими и неразвитыми, а варяги выступили «цивилизаторами», которые пришли и с нуля построили им государство. Разумеется, это была грубая манипуляция. Современная наука говорит совсем о другом: варяги были не основателями, а скорее катализатором — внешней силой, которая ускорила уже идущие процессы создания государства. Но признать даже такую роль было невозможно, поэтому вся тема оказалась под негласным запретом. А центральная фигура этой теории, князь Рюрик, и вовсе является полулегендарным персонажем, чье реальное историческое существование до сих пор не подтверждено доказательствами.
Территория современной Беларуси оказалась в центре внимания скандинавов не случайно. Географически наши земли — это уникальный перекресток, где берут начало реки, текущие и на север, в Балтику, и на юг, в Черное море. Именно здесь проходили важнейшие участки знаменитого торгового пути «из варяг в греки», который соединял холодную Скандинавию с богатейшей империей — Византией. И это была не просто узкая тропа, а оживленная транспортная артерия IX–XI веков.
Главными магистралями служили Западная Двина и Днепр. По ним на своих ладьях-драккарах плыли не только купцы с товарами, но и отряды воинов. Они нанимались на службу к местным вождям или сами основывали укрепленные лагеря, чтобы контролировать торговлю. Путь был сложным: в местах, где реки не соединялись, суда приходилось перетаскивать по суше на бревнах — эти участки назывались волоками. Тот, кто контролировал волоки, получал огромную власть и несметные по тем временам богатства. Именно в таких ключевых точках и вырастали первые города — Полоцк и Витебск, которые изначально были центрами, где скандинавский элемент играл ключевую роль. Это были настоящие «плавильные котлы», где активно смешивались и взаимодействовали друг с другом «пришельцы-скандинавы» и местное население.

Долгое время историки спорили, опираясь в основном на туманные и противоречивые тексты летописей. Но в последние десятилетия главный ответ дает археология, и ее свидетельства куда более весомы. Раскопки, которые проводят специалисты Института истории Национальной академии наук Беларуси, находят все больше доказательств плотного и долгого присутствия скандинавов на наших землях.
Как отмечает доктор исторических наук Ольга Левко, археологи обнаружили на севере Беларуси целые поселения викингов. Найденные там предметы быта и ремесленные инструменты, такие как матрицы для изготовления ювелирных украшений и слитки цветных металлов, говорят о том, что пребывание скандинавов не было кратковременным визитом. По мнению специалиста по археологии эпохи викингов Сергея Дерновича, анализ находок оружия — мечей и боевых топоров, — а также личных амулетов в виде «молотов Тора» и женских фибул-застежек подтверждает: эти вещи не были просто привозным товаром. Они принадлежали людям, которые здесь жили, воевали и умирали. Особенно показательны захоронения воинов, совершенные по скандинавскому обряду — в погребальной камере вместе с конем и полным набором оружия. Такие находки встречаются по всей северной и центральной Беларуси, доказывая, что варяги были неотъемлемой частью местной военно-торговой элиты.
Так кем же были викинги для наших предков? Захватчиками? Основателями? Истина, как всегда, посередине. Процесс создания государства был подготовлен внутренним развитием местных племен. Однако важно понимать, о ком идет речь. Долгое время племена кривичей и дреговичей, жившие на этих землях, автоматически причисляли к славянам. Сегодня все больше данных указывает на то, что это были балтские по своему языку и культуре сообщества. Славянский язык и культура пришли на эти земли позже и постепенно ассимилировали местное балтское население.
Варяги-скандинавы попали как раз в эпицентр этого сложного процесса. Они, с их боевым опытом и организацией, стали той силой, которая смогла объединить местные племенные элиты для общей цели — контроля над торговлей и сбора дани. При этом варяги довольно быстро растворялись в местной среде. Они брали в жены местных женщин, их дети говорили уже на формировавшемся здесь славянском наречии, а скандинавские имена со временем превращались в привычные нам (например, Хельга становилась Ольгой, а Ингвар — Игорем).

Пожалуй, самым ярким и конкретным примером причастности викингов к белорусской истории является первый исторически известный полоцкий князь — Рогволод. Само его имя является скандинавским (Рагнвальд), а летопись прямо указывает, что он «пришел из-за моря», что для того времени было однозначным указанием на Скандинавию. Именно он стал основателем первой правящей династии на территории Беларуси, что является прямым подтверждением активного участия варягов в формировании местной власти
И самое важное. Признание огромной роли скандинавов ничуть не умаляет историю белорусского народа. Наоборот, это делает ее только богаче и интереснее, показывая, что в основе нашей нации лежит сложный синтез трех компонентов: коренного балтского, пришлого скандинавского и славянского. Это история не о «дикости» или «величии», а о сложном и многогранном взаимодействии народов, из которого и родилась наша уникальная культура и государственность.