В современном мире, когда дети проводят много времени за компьютерами, планшетами и смартфонами, вопросы сохранения зрения становятся особенно актуальными. С началом школьного сезона нагрузка на глаза увеличится, и это повод более внимательно отнестись к поддержанию здоровья глаз.
Юлия Игоревна Кравцова
О причинах снижения зрения у детей и о том, как предотвратить этот процесс, мы поговорили с врачом офтальмологом 1 категории Юлией Игоревной Кравцовой (ведет прием в оптике WDL и специализируется на замедлении прогрессирования близорукости у детей).
— Это связано, в первую очередь, с изменением образа жизни детей: сейчас ребенок проводит на улице меньше времени, больше — с книгами и электронными гаджетами. Многие дети начинают читать, писать ещё в детском саду, что также увеличивает нагрузку на зрительную систему в период, когда глаз активно растёт и формируется. Не последнюю роль играет и наследственный фактор: если у родителей есть близорукость, риск развития данной патологии у ребёнка выше. Кроме того, сейчас в школах и садах проводят регулярные офтальмологические осмотры, поэтому снижение зрения выявляют раньше, и ребёнок получает очки уже в младшем возрасте (при дальнозоркости или астигматизме).
— Телевизор на расстоянии 2–3 м не так вреден, как гаджеты, потому что глаза фокусируются вдаль. Опаснее — планшеты, смартфоны и книги на близком расстоянии, особенно при плохом освещении.
Рекомендации ВОЗ:
— Многие родители считают, что если их ребенок носит очки, то обязательно в школе нужно сидеть за первой партой. В действительности, если очки подобраны верно и с ними зрение 100%, то ребенок в них будет иметь такое же качество изображения, как и дети без очков. Я всегда рекомендую минимум 3-4 парту, объясняя, что с этого расстояния при фокусировании на доске мышца глаза расслабляется, а потом вблизи при чтении — напрягается, тем самым глаза тренируются. Исключение составляют дети с офтальмологическими диагнозами, при которых в очках не удается получить высокую остроту зрения (ленивый глаз, косоглазие, врожденная катаракта, заболевания сетчатки и др.).

— Очки не «расслабляют» глаза и не «отучают» их видеть — это миф. Они компенсируют аномалию строения глаза и помогают мозгу получать чёткое изображение. Если зрение снижено — носить очки нужно в режиме, который рекомендовал врач, в большинстве случаев это постоянное ношение.
Отдельные очки для чтения и работы за компьютером назначаются только при определённых состояниях. Например, при возрастной дальнозоркости (пресбиопии) у людей старше 40 лет, когда для близи и для средней дистанции требуются очки с другими диоптриями. При нарушении аккомодации — работы мышцы, отвечающей за фокусировку, что часто встречается у тех, кто много времени проводит за компьютером. Для ребёнка обычно подбираются универсальные очки.
— Подбор очков осуществляет детский врач офтальмолог с помощью специального оборудования (при необходимости проводит расширение зрачка). В итоге получается рецепт с максимальной и комфортной остротой зрения для ребенка. Оправа должна быть лёгкой, удобной, не должна давить за ушами или на переносице, и не смещаться на лице — центр линз должен совпадать с уровнем зрачков. Можно подобрать контактные линзы, если ребёнок аккуратный и готов соблюдать гигиену. Безопаснее всего — дневные одноразовые (каждый день новая пара). Обязательно необходимо обучение навыкам пользования контактными линзами врачом офтальмологом, чтобы в дальнейшем избежать осложнений.
Также я рекомендую родителям своим примером ношения очков показывать ребенку, что очки —это стильно и круто (при хорошем зрении можно использовать нулевые линзы). Можно показать примеры кумиров в очках (спортсмены, блогеры, герои мультфильмов). Если все же договориться не получается, то стоит попробовать мягкие дневные контактные линзы либо ночные линзы (которые кроме коррекции зрения, влияют еще и на замедление прогрессирования близорукости).

— К сожалению, ни витамины, ни продукты питания не способны «поднять» или восстановить зрение, если речь идёт, например, о близорукости, дальнозоркости или астигматизме — эти состояния связаны с анатомией глаза и оптической системой, а питание на форму глаза не влияет. Полноценное питание и определённые вещества могут поддерживать здоровье сетчатки и замедлять возрастные изменения (катаракта, возрастная макулодистрофия).
Полезно для сетчатки: зелёные листовые (лютеин/зеаксантин), рыба 2×/нед. (омега-3 из еды), орехи, цельнозерновые — это часть здорового рациона, а не замена лечения.
— Астигматизм — это состояние, при котором роговица или хрусталик имеют неправильную форму (не идеально сферическую), из-за чего свет преломляется неравномерно, и изображение получается размытым или искажённым. Врождённый астигматизм чаще всего связан с наследственностью (особенности формы роговицы передаются от родителей). Приобретённый — после травм, операций, воспалений роговицы, при кератоконусе (истончении и деформации роговицы). Симптомы включают снижение зрения вдаль, особенно в условиях пониженной освещенности, усталость глаз, могут появляться головные боли, дискомфорт при чтении и работе за компьютером. Коррекция возможна очками, контактными линзами или лазерной коррекцией.
— Дальнозоркость слабой степени — это вариант нормы у большинства детей до 6–7 лет. Если дальнозоркость высокая и есть косоглазие — нужна коррекция очками на постоянной основе. Полностью «предотвратить» миопию нельзя, но можно отсрочить её начало и замедлить прогрессирование. Следует соблюдать зрительный режим — правило «20-20-20» (каждые 20 минут смотреть на 20 футов/6 метров в течение 20 секунд).
Ежедневные прогулки на улице не менее 2 часов (естественный свет и взгляд вдаль способствуют отсрочке возникновения миопии). Хорошее освещение при чтении и учебе и обязательный контроль гаджетов — особенно у детей до 6–7 лет. Также регулярные осмотры у офтальмолога, чтобы поймать изменения на ранней стадии. Миопия и дальнозоркость действительно могут передаваться по наследству, но генетика — это только один из факторов. Даже если у родителей зрение хорошее, у ребёнка может развиться близорукость из-за: избыточной нагрузки на близком расстоянии (долгие уроки, гаджеты, чтение без перерывов); недостаточного времяпровождения на улице (дневной свет стимулирует нормальный рост глаза); плохого освещения при чтении; неправильной посадки (слишком близко к книге/экрану); некоторых заболеваний или недоношенности при рождении.