Статистика самоубийств среди подростков в Беларуси вызывает глубокое беспокойство. За последнее десятилетие количество случаев возросло в три раза, что делает суицид второй по распространенности причиной смерти среди детей и подростков. Каждый двенадцатый подросток в возрасте от 14 до 19 лет хотя бы раз предпринимал попытку самоубийства. Как понять, что ребенок думает о суициде и предотвратить страшное, расскажет корреспондент 024.by.
Фото носит иллюстративный характер
Какие факторы толкают подростков на крайний шаг? Исследования указывают на несколько ключевых причин. Около 62% самоубийств несовершеннолетних связаны с конфликтами в семье или школе. Негативная атмосфера дома, алкоголизм родителей, отсутствие поддержки и понимания, смерть близких или домашних животных, физическое или эмоциональное насилие – все это создает благодатную почву для развития суицидальных мыслей.
Значительное место занимают проблемы в школе – дезадаптация, неуспеваемость, травля со стороны сверстников (буллинг), чувство изоляции и одиночества. Нарушения межличностных отношений в школе, несчастная любовь, неудачи в учебе, неспособность найти друзей или справиться с конфликтами, также становятся серьезными факторами риска. Боязнь наказания или позора за совершенный проступок, самоосуждение и чувство вины также могут привести к суициду.
Нельзя сбрасывать со счетов влияние психических расстройств. Депрессия, тревожные расстройства, психозы – все это может значительно повышать вероятность суицидального поведения. Однако, по статистике, две трети суицидов совершаются людьми, не страдающими психотическими расстройствами. Лишь треть самоубийств происходит на фоне психоза с бредовыми идеями.
Тяжелые заболевания, такие как онкология, туберкулез, сердечно-сосудистые заболевания, могут стать причиной суицидального поведения. Часто решение принимается на этапе неуточненного диагноза, когда болезнь только начинает развиваться, а перспективы выглядят мрачными. Физические страдания и ощущение беспомощности перед болезнью могут подтолкнуть к отчаянному шагу.
Дети и подростки, склонные к суициду, часто обладают определенными психологическими особенностями. Это повышенная эмоциональная чувствительность и ранимость, неспособность к компромиссам, негибкость в общении, склонность к импульсивным поступкам, неумение адекватно оценивать риски и последствия своих действий. Для них характерна сосредоточенность на негативных эмоциях, тенденция к преувеличению проблем и пессимистический взгляд на будущее. Замкнутость, ограниченный круг общения и отсутствие доверительных отношений со взрослыми также увеличивают риск суицидальных мыслей.
Тревожные сигналы бывают в различных формах, от суицидальных мыслей («Хорошо бы умереть», «Заснуть и не проснуться») до активных замыслов с разработанным планом и выбором способа самоубийства. Эти мысли могут переходить от пассивных фантазий к активным действиям в течение короткого времени (острый пресуицид) или на протяжении длительного периода (хронический пресуицид). Кроме того, суицидальные попытки могут быть истинными, демонстративными (с целью привлечь внимание) или шантажными (с целью манипуляции окружающими).
Разделение суицидальных проявлений на степени важно для своевременного вмешательства и предотвращения трагедии. Первая степень – пассивные мысли о смерти, вторая – активные замыслы, третья – конкретный план действий. Ранняя идентификация этих стадий позволяет оказать необходимую психологическую помощь, направить ребенка к психотерапевту или психиатру, помочь ему найти способы справиться с проблемами и вернуть веру в себя и в лучшее будущее. Существуют горячие линии и специализированные центры, где окажут необходимую поддержку.
Попытки самоубийства часто представляют собой крик о помощи, завуалированный за маской отчаяния и безысходности. Рассмотрим некоторые из наиболее распространенные мотивов, лежащих в основе суицидальных действий.
Один из них – протест, выражающийся в желании причинить боль окружающим, особенно тому, кого человек считает виновником несчастья. Это своего рода месть, совершаемая посмертно, основанная на убеждении, что смерть причинит обидчику больше страданий, чем сам акт насилия над собой. Конфликт в таких случаях, как правило, острый, неразрешенный, и самоубийство становится последней, отчаянной попыткой воздействовать на ситуацию.
Другой тип суицидального поведения – призыв о помощи. В этом случае самоубийство рассматривается как крайняя мера привлечения внимания, последний шанс изменить ситуацию, которая кажется безнадежной. Часто подобные попытки реализуются через самоотравление. Ребенок подсознательно надеется, что угроза смерти заставит близких обратить на него внимание, оказать помощь и изменить обстоятельства, которые привели его к отчаянию.
Следующий мотив – избегание. В этом случае суицид рассматривается как способ избежать невыносимых страданий, будь то физические боли, психические мучения или угроза наказания. Человек выбирает смерть как наименьшее зло, как способ избежать нестерпимой боли, позора или ответственности. Это не обязательно запланированный акт, а скорее реакция на невыносимое давление обстоятельств.

Самонаказание – еще один важный мотив. Он связан с чувством глубокой вины, будь то реальное осознание совершенных поступков или патологически завышенное чувство собственной виновности. Человек наказывает себя смертью, считая это справедливым воздаянием за реальные или мнимые проступки.
Наконец, отказ от жизни – мотив, характерный преимущественно для людей с серьезными психическими расстройствами. В этом случае суицид – не следствие конкретной ситуации или эмоционального кризиса, а результат глубокого и стойкого нарушения психического состояния, когда желание жить просто исчезает.
Если ребенок склоняется к суициду, это часто проявляется в тревожных сигналах, которые можно разделить на три категории: вербальные, поведенческие и ситуационные. Каждая из категорий заслуживает детального рассмотрения, поскольку своевременное распознавание может спасти жизнь.
Словесные признаки представляют собой наиболее прямые указания на суицидальные мысли. Речь идет не только о явных заявлениях вроде «Я собираюсь покончить с собой» или «Я не могу так дальше жить», которые, безусловно, требуют немедленного вмешательства. Многие подростки предпочитают косвенные намеки. Фразы типа «Я больше не буду ни для кого обузой» или «Тебе больше не придется обо мне волноваться» могут быть тревожными сигналами, замаскированными под видимость заботы о других.
Не стоит игнорировать и частое упоминание смерти в разговорах, даже в шутливой форме. Постоянные шутки на тему самоубийства, несмотря на их кажущуюся легкомысленность, могут свидетельствовать о серьезных проблемах. Насторожить должно и неестественное, излишнее внимание к темам смерти, умирания, описаниям самоубийств в литературе или кино. Подросток может часами просматривать информацию, связанную с суицидом, изучать способы и методы самоликвидации, что указывает на глубокий интерес к этой теме, выходящий за рамки простого любопытства.
Поведенческие признаки часто более скрыты и требуют внимательного наблюдения. Ребенок может начать раздавать свои ценные вещи, как будто готовясь к уходу. Он может внезапно начать приводить в порядок свои дела, завершая начатые проекты, расплачиваясь с долгами, мирясь с теми, с кем был в ссоре. Это может быть попыткой упорядочить жизнь, оставив после себя все «в порядке».
Значительные изменения в поведении также должны вызывать тревогу. Это может проявляться в изменении режима сна и питания – бессонница или постоянная сонливость, отказ от еды или переедание. Внешний вид может измениться: подросток может перестать следить за собой, выглядеть неряшливо и запущенно. В школе могут наблюдаться ухудшение успеваемости, пропуски занятий, избегание общения с одноклассниками.
Эмоциональное состояние также подвергается изменениям: резкая смена настроения от глубокой депрессии и апатии к внезапным приступам эйфории, раздражительность, агрессия, замкнутость, отчужденность от семьи и друзей, полное безразличие к окружающему миру или, наоборот, гиперактивность, попытки заполнить пустоту бесконечной деятельностью. Подросток может проявлять признаки беспомощности, его поступки будут свидетельствовать о потере надежды и чувстве безысходности.
Ситуационные признаки связаны с обстоятельствами жизни подростка. Социальная изоляция, отсутствие друзей или наличие лишь одного друга, чувство отверженности создают благоприятную почву для суицидальных мыслей. Нестабильная домашняя обстановка, семейные конфликты, алкоголизм одного из родителей или самого подростка, физическое, сексуальное или эмоциональное насилие – все эти факторы значительно повышают риск суицида.
Предыдущие попытки самоубийства являются очень серьезным сигналом, указывая на то, что суицидальные мысли не являются мимолетными. Наличие суицидов среди друзей, родственников или знакомых также может повысить склонность к самогубству. Тяжелые потери – смерть близкого человека, развод родителей – могут стать катализатором суицидальных мыслей. Наконец, чрезмерная самокритичность и заниженная самооценка также относятся к числу факторов риска.
Нельзя игнорировать ни малейшего намека на мысли о самоповреждении или смерти. Действия должны быть основаны на внимательном наблюдении, активном слушании и профессиональной поддержке. Прежде всего, необходимо создать атмосферу доверия и безопасности.
Подросток, размышляющий о самоубийстве, испытывает невероятное эмоциональное напряжение, чувство безысходности и одиночества. Его слова, даже если они кажутся неясными или противоречивыми, требуют пристального внимания. Необходимо постараться понять глубинную причину его состояния, скрытую за внешним поведением и словами. Важно помнить, что подростки часто скрывают истинные чувства, боясь осуждения или непонимания.
Оценка серьезности намерений является критически важным шагом. Если подросток имеет конкретный план самоубийства, например, уже выбрал способ или время, необходимо немедленно обратиться за профессиональной помощью. Это может быть скорая помощь, кризисный центр или психиатрическая больница. Откладывание в подобных ситуациях недопустимо. Даже если кажется, что подросток просто «ищет внимания», риск остается реальным, и игнорировать его крайне опасно.
Важно обращать внимание на любые изменения в поведении подростка. Например, резкая смена настроения, от апатии к чрезмерной активности, может быть признаком приближающегося суицидального кризиса. Необходимо внимательно отнестись к любым жалобам, даже если они кажутся незначительными.

Не бойтесь задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?». Для многих подростков такая прямота становится облегчением, возможностью наконец-то высказаться и получить поддержку. Родители должны создать доверительные отношения с ребенком, где он чувствует себя комфортно, рассказывая о своих проблемах и переживаниях, не боясь осуждения или насмешек.
Нельзя подходить к воспитанию подростка с шаблонами, игнорируя индивидуальные темпы его развития. Важно помнить, что внутренний мир подростка кардинально отличается от мира ребенка, и попытки «придержать» его на детском уровне приведут к конфликтам и непониманию. С другой стороны, навязывать подростковость насильно, торопя события, также неверно. Это может лишь усугубить ситуацию и создать необходимость преодолевать искусственно созданные барьеры.
Необходимо регулярно обсуждать с подростком его жизнь, школьные дела, отношения со сверстниками, его чувства и мысли. Важно научить его брать на себя ответственность за свои поступки, анализировать ситуации и предвидеть последствия своих решений. Развивайте в нем способность к саморефлексии, приучайте его задавать себе вопрос: «Что будет, если…». Создайте привычку к открытому общению, где подросток делится не только достижениями, но и тревогами, сомнениями и страхами. Важно быть терпеливым, внимательным слушателем, готовым к длительным и иногда сложным разговорам.
Необходимо также своевременно реагировать на проблемы со здоровьем подростка, как физическим, так и психическим. Не стоит игнорировать жалобы на головные боли, бессонницу, потерю аппетита или другие симптомы. Важно проконсультироваться с врачом, если есть подозрение на какое-либо заболевание. Помните, что слабость, как физическая, так и эмоциональная, не повод для иронии или насмешек, а причина для поддержки и помощи.
Ключевым моментом является уважительное отношение к мнению и позициям подростка, даже если они кажутся родителям незрелыми или нелогичными. Критика и пренебрежение в этом возрасте могут нанести серьезную травму и привести к отчуждению. Ежедневно своими действиями и словами убеждайте подростка в том, что безвыходных ситуаций не бывает, что есть люди, которые готовы помочь, и что он не один в своих проблемах.
Важно советоваться с подростком по всем вопросам, включая его в процесс принятия решений, даже если речь идет о пустяках. Это позволяет ему чувствовать себя полноправным членом семьи, чье мнение ценят и учитывают. Родители должны быть образцом для подражания. Это означает прозрачность в поведении, своевременное информирование подростка о своих планах и действиях, открытость в общении и готовность делиться переживаниями и проблемами.
Открытость родителей в общении с друзьями и знакомыми подростка также способствует доверительным отношениям. «Открытый дом», где всегда желанны гости, помогает родителям лучше понять круг общения подростка и вовремя предупредить возможные проблемы. Важно не только предоставлять возможности для самореализации, но и корректировать ошибки, допущенные в воспитании на предыдущих этапах.
Внимательно выслушивая подростка, родители должны стараться понять глубину его проблем, скрытую за словами. Необходимо сохранять спокойствие, не осуждать ребенка, даже если его слова вызывают шоковое состояние. Важно понять, насколько серьезна ситуация, и есть ли реальная угроза безопасности.
В случае серьезных проблем необходимо обратиться за помощью к специалистам – психологам в школе или поликлинике, психиатрам, психотерапевтам. При любом психоневрологическом диспансере есть круглосуточные телефоны доверия, куда можно позвонить анонимно и бесплатно. Родительская любовь и поддержка – основа гармоничного развития, но в сложных ситуациях профессиональная помощь необходима. Забота о психологическом здоровье подростка – это забота о его будущем.